Cтраница 1
Шеллачные лаки образуют быстросохнущие, твердые и вместе с тем эластичные покрытия, легко полирующиеся до зеркального блеска. Недостатком их является низкая водо - и морозостойкость. [1]
Шеллачные лаки изготовляют растворением шеллака в 95 % - ном этиловом спирте до получения раствора 30 - 40 % - ной концентрации. Для отделения примеси воска лак фильтруют через шинельное сукно. В отдельных случаях для отделки дерева применяют так называемые мутные шеллачные лаки, при получении которых воск не отфильтровывают. Такие лаки образуют более эластичные покрытия, но с меньшим блеском по сравнению с прозрачными лаками. Для изготовления цветных шеллачных лаков в их состав вводят спирторастворимые органические красители. [2]
Применяют взамен шеллачных лаков для лакировки деревянных изделий. [3]
Технология нанесения шеллачных лаков включает ряд трудоемких операций, выполняемых только вручную. Так, вследствие очень низкой вязкости шеллачных лаков, приближающейся фактически к вязкости этилового спирта, приходится наносить 6 - 7 слоев лака вручную, тампоном с промежуточной выдержкой на воздухе до 10 мин. Образуется полуглянцевое покрытие, которое затем полируют, вручную для придания блеска. Мутный шеллачный лак перед нанесением взбалтывают, при этом содержащийся в нем воск частично заполняет поры материала. [4]
В метателях для изготовления шеллачных лаков не должно быть открытых железных частей, так как шеллак при соприкосновении с железом образует соединения, загрязняющие лак. Продолжительность растворения зависит от содержания смолы в растворе; шеллачиый лак готовится в течение 7 - 9 час. Густые копаловые или сандарачные ( литографские) лаки получают в течение 24 - 40 час. Подогревание до 35 - 45 ускоряет растворение смолы. [5]
После хранения свыше 6 месяцев шеллачные лаки и политуры при высыхании приобретают отлип. Это происходит вследствие частичной этерификации кислот, входящих в состав смолы, спиртом, в результате чего образуются жидкие пластификаторы. [6]
Применяется как подкрашивающая добавка для шеллачных лаков или как самостоятельное пленкообразующее для цветных спиртовых лаков. [7]
Температура при запекании колеблется для шеллачных лаков в пределах 125 - 150 С, бакелитовых 100 - 120 С, глифталевых 150 - 200 С. Подъем температуры должен быть плавным с выдержкой на промежуточных температурах. [8]
Их иногда используют для отделки древесины вместо шеллачных лаков. Недостатком новолачных смол является склонность к покраснению под действием света из-за наличия свободного фенола. Этот недостаток можно частично устранить, если получать необратимое покрытие. Для этого вводится специальный отвердитель, который способствует получению полимера сетчатой структуры в покрытии. В качестве отвердителя применяют уротропин, при термическом разложении которого освобождаются метиленовые группы. [9]
Спиртовые растворы этих смол применялись вначале как заменители шеллачных лаков, но в дальнейшем поиски были направлены на приготовление производных этих смол, растворимых в углеводородах и совместимых с высыхающими маслами или даже растворимых в высыхающих маслах. [10]
Для изготовления микафолия применяется щипаная слюда мусковит или флогопит, глифталевые, масляноглифталевые и шеллачные лаки, телефонная бумага толщиной 0 05 мм. [11]
При производстве кумулятивных и прессованных пороховых зарядов и средств инициирования используют шеллачные лаки, нитролаки, клей БФ-4, клеи на основе эпоксидной смолы и другие специальные клеи и лаки, которые не должны снижать термостойкость и взрывчатые характеристики ВМ. [12]
Продукцию, агрессивно действующую на черные и цветные материалы ( отвердители, кислотные разбавители, моечные и нейтрализующие составы), а также шеллачные лаки и политуры упаковывают в стеклянные бутыли и флаконы или в полиэтиленовую тару. [13]
На основе шеллака и гуммилака получаются наиболее высококачественные лаки для отделки дерева и металла. Шеллачные лаки образуют быстросохнущие, твердые и в то же время эластичные покрытия, отличающиеся после ( полировки высоким блеском. Недостатком шеллачных лаков является очень низкая водостойкость образуемых ими пленок. В качестве заменителя этих смол применяют спирторастворимую искусственную фено-ло-альдегидную смолу идитол. Однако эта смола не дает лака, полностью заменяющего шеллачный. Пленка лака, изготовленного на идитоле, менее твердая, чем шеллачная; от влаги она разрушается быстрее, плохо полируется, темнеет на свету. [14]
Особенно широко применяли шеллачные лаки черного цвета, подкрашенные спирторастворимым нигрозином, при отделке пианино и роялей. [15]