Cтраница 1
Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это - мышление, от которого производим все иные атрибуты ( главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления, - чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр. Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производ-ны модусы протяжения - геометрические и физические свойства мира. Соответственно все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания. [1]
Монады представляют собой неделимые, духовные субстанции, из к-рых складывается вся вселенная. [2]
Августина о душе как о самостоят, духовной субстанции, пользующейся телом, но не образующей с ним сущностного единства. С этим связан также отказ августинианцев рассматривать материю в качестве принципа индиви-дуации. [3]
Демокрита и Эпикура - как атом, а духовную субстанцию, разлитую в природе - как тончайший воздух, или эфир. [4]
Лейбница, по к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. Прудона, Ренучьс н Бутру и кончая Рейсом, Расселом и Витгенштейном. Гарт-мана п Александера с их учениями о качественной разнородности слоев, или уровней, бытия, а также крнтпч. Сантаяны с его концепцией четырех царств бытия. [5]
Но при этом имеется в виду не реальный человек, а некая духовная субстанция. Критикуя взгляд на общество как механич. [6]
Так, у Декарта она выступает как атрибут материальной субстанции в отличие от непротяженной духовной субстанции. [7]
Первая-наличие особой духовной субстанции, к-ран ничего общего с материей не имеет и законам причинности не подлежит. [8]
Она выступает как единая первооснова мира, никем и ничем не сотворенная, вечная и неуничтожимая, порождающая все многообразие конкретных вещей и явлений. Эта же духовная субстанция породила, с их точки зрения, и человеческий разум, к-рый оказывается, таким образом, не связанным с материальным миром ни по происхождению, ни функционально. [9]
Идеалисты различных толков пытаются оторвать информацию от материи, превратить ее в некоторую духовную субстанцию или же представить в виде комплекса ощущений субъекта. В соответствии с положениями марксистской философии информация является свойством материи. Информация не является ни материей, ни энергией, но неразрывно связана с материей. [10]
Идеалисты различных толков пытаются оторвать информацию от материи, превратить ее в некоторую духовную субстанцию или же представить в виде комплекса ощущений субъекта. В соответствии с положениями марксистской философии информация является свойством материи. Информация не является ни материей, ни энергией, но неразрывно связана с материей. [11]
Кроме того, следует подчеркнуть непоследовательность материалистической линии научной концепции Ньютона, что проявилось в сознательных уступках теологии и нашло отражение в его атомистике. Например, в конце третьей книги своих Начал Ньютон пишет: Здесь было бы уместно сказать что-нибудь о духовной субстанции, проникающей все твердые тела и содержащейся в них. [12]
Всего более гипотетичен, быть может, вопрос о восприятии. Господствующим в этом отношении является следующий взгляд: существуют, независимо друг от друга, внешний мир и ряд духовных субстанций, сообщающихся с этим внешним миром. Эта гипотеза имеет очень большое преимущество тем, что легко и просто формулирует все явления. Правда, в ней есть и большой недостаток: в ней заключается внутреннее противоречие; но зато предположение, свободное от такого противоречия, громоздко, представляет трудности при объяснении фактов, а потому и не может заменить собой в общем сознании первую теорию. [13]
Пространству он iipir - писывал четыре измерения, признавая его материальным н считая протяжение присущим как материальной, так п духовной субстанции. Декарта о животных, признавая душу не только у человека ( н ангелов), но также животную и растительную души. Он признавал не только бессмертие души, но н продсуществовапие душ п присущие им врожденные идеи, отрицая опытное происхождение знания. Больше, чем у других кембриджских платоников, его философия наполнена фантастич. [14]
Утверждая превосходство воли над разумом, августинианцы считали, что интеллектуальное знание не детерминирует действия человека, так что разум может быть лишь частичной причиной волевых действий. Многие августинианцы разделяли восходящее к Ибн Ге-биролю учение о всеобщем гилеморфиз-ме, согласно которому из формы и материи состоят все сотворенные вещи, в т.ч. и духовные субстанции ( ангелы и человеческие души), на основании чего некоторые представители А. Большинство августинианцев восприняли восходящую к Ибн Сине концепцию множественности субстанциальных форм, согласно которой в любой составленной из формы и материи вещи наличествуют, по крайней мере, две субстанциальные формы - форма телесности ( forma corporeitatis), придающая неопределенной материи количественные измерения, и специфич. [15]