Результат - поведенческая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Самый верный способ заставить жену слушать вас внимательно - разговаривать во сне. Законы Мерфи (еще...)

Результат - поведенческая деятельность

Cтраница 1


Результаты поведенческой деятельности животных и человека, удовлетворяющие их ведущие метаболические, биологические потребности. Благодаря активным метаболическим процессам во внутренней среде организма все время происходит потребление или накопление определенных веществ. Все это формирует специальные биологические, пищевые, половые, защитные, выделительные и другие потребности живых существ. Удовлетворение этих потребностей часто требует активного воздействия живых существ на окружающую их среду.  [1]

Результат поведенческой деятельности всегда многопарамет-рен. Он характеризуется физическими, химическими и биологическими свойствами. Свойства многопараметренно-сти поведенческого результата определяют и многопараметрен-ность обратной афферентации. Обычно она поступает от нескольких анализаторов по нескольким афферентным каналам. Однако всегда имеется ведущий канал обратной афферентации, определяющий оценку достигнутых результатов и в итоге поведение.  [2]

Результатами поведенческой деятельности являются и раздражители, препятствующие удовлетворению метаболических потребностей.  [3]

В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации.  [4]

Нами [ Судаков К. В., 1971 ] развиты представления о жестком и динамическом программировании результатов поведенческой деятельности. Жесткое программирование характерно для врожденных, так называемых инстинктивных форм поведения. Оно-происходит в относительно стабильных условиях существования живых существ и характеризуется тем, что для достижения потребных результатов животные должны обязательно достигнуть ряд промежуточных результатов и получить достоверную информацию об успехе их достижения. В случае отсутствия полноценной информации об успехе любого даже этапного результата деятельности инстинктивный поведенческий акт продолжается многократно, до тех пор, пока не будет достигнут этот результат. В случае динамического программирования поведения, которое-характерно для любых форм обучения животных в изменяющихся условиях существования, между определенными раздражителями внешней среды и подкреплением формируются установленные И. П. Павловым временные связи.  [5]

Исходя из свойства многопараметренности любой потребности, следует, очевидно, рассматривать любой результат поведенческой деятельности как многопараметренный фактор, удовлетворяющий: различные стороны той или иной потребности. В связи с этим каждый результат поведенческой деятельности должен быть оценен организмом с точки зрения биологических параметров, удовлетворяющих метаболические или популяционные потребности ( физические, химические, биологические свойства), с точки зрения определенной эмоциональной значимости и, наконец, по отношению преимущественно к человеку - с точки зрения социального значения, словесных, речевых параметров, обеспечивающих абстрактно-логическую деятельность человека.  [6]

В последние годы широко практикуется обучение иностранным языкам с помощью создания жизненных ситуаций, в которых имеющийся словарный запас учащихся используют в соответствующих функциональных системах. В этом случае происходит активное накопление слов для достижения необходимых полезных приспособительных результатов поведенческой деятельности. При построении мыслительных операций человека также применяется принцип квантования.  [7]

Функциональные системы психической деятельности могут не иметь непосредственного поведенческого выражения. Однако, как правило, они контролируют и определяют поведение человека. Результаты поведенческой деятельности постоянно сравниваются с потребными результатами, программируемыми деятельностью функциональных систем психической деятельности.  [8]

Значение результата как ведущего фактора организации поведения можно отчетливо видеть на разных примерах целенаправленной деятельности живых существ. В любых игровых ситуациях роль результата действия выступает на первый план. Результаты поведенческой деятельности включают удовлетворение биологических ( метаболических) и зоосоциальных потребностей и, наконец, социальных потребностей человека.  [9]

Они были вынуждены все время взаимодействовать с окружающей средой, потребляя из нее недостающие им вещества и выделяя наружу продукты своей жизнедеятельности, иными словами, взаимодействовать с определенными раздражителями внешней среды: физическими, химическими и биологическими. Взаимодействие с внешней средой составляет результаты приспособительной поведенческой деятельности, направленные на удовлетворение внутренних биологических потребностей и сохранение вида и рода живых существ. Нетрудно заметить, что результаты поведенческой деятельности, направленные на удовлетворение внутренних потребностей организма, могут рассматриваться как подрезуль-таты функциональных систем, обеспечивающих основные жизненно важные внутренние метаболические показатели. Точно также результаты социальной деятельности человека в значительной степени нередко удовлетворяют его биологические потребности.  [10]

Отличительной особенностью функциональных систем любого класса является обеспечение полезных приспособительных результатов для самих систем и составляемых ими организмов. Такими результатами служат различные показатели, определяющие оптимальное течение метаболических процессов в живых организмах, а также результаты поведенческой деятельности живых существ, удовлетворяющие их ведущие биологические ( пищевые, половые, защитные и др.) потребности. Наконец, полезными приспособительными результатами являются результаты стадной деятельности животных и социально-общественной деятельности человека, достижение которых обеспечивается уже специальными популяционными функциональными системами.  [11]

Вместо классической физиологии органов, традиционно следующей анатомическим принципам, теория функциональных систем постулирует в качестве ведущего принципа системную организацию физиологических функций. Это значит, что акцепт е физиологических исследований отдельных органов и их частей перемещается к изучению системных организаций, в которых деятельность отдельных элементов подчинена достижению полезных для функциональной системы и всего организма приспособительных результатов. Такими системообразующими факторами в организме являются различные физиологические показатели, определяющие нормальное течение метаболизма организма в целом, а также результаты поведенческой деятельности, которые обеспечивают метаболические процессы и оптимальное приспособление индивидов к окружающим условиям существования. Характерно, что в каждую функциональную систему, имеющую жизненно важный для организма в целом результат, объединяются различные органы и даже тканевые процессы подчеркнуто избирательно, независимо от их принадлежности к анатомическим системам. Причем для обеспечения своего полезного приспособительного результата каждая функциональная система избирательно включает нервные и гуморальные регуляторпые механизмы. Такое избирательное объединение отдельных элементов в функциональные системы может обусловливаться генетически детерминированными механизмами и складываться динамически, например в поведенческих функциональных системах.  [12]

Как указывалось выше, согласно П. К. Анохину, функциональные системы представляют собой динамические саморегулирующиеся организации, деятельность которых не заканчивается действием, а направлена на обеспечение полезных для организма приспособительных результатов. Функциональные системы, участвующие в формировании поведенческих актов различной степени сложности, обусловливают взаимодействие организма с теми факторами внешней среды, которые, как правило, приводят к удовлетворению ранее сформированных потребностей организма или препятствуют этому. Таким образом, теория функциональной системы по сравнению с рефлекторной теорией не останавливается на эффекте, а идет дальше - до результата поведенческой деятельности животных и человека включительно. Согласно теории функциональной системы, в основе любой целенаправленной деятельности животных всегда лежит материальный процесс - внутренняя потребность.  [13]

Теория функциональной системы по-новому подходит к пониманию механизмов поведения и, в частности, целенаправленной деятельности. Распространенная в настоящее время рефлекторная теория исходит из постулата о том, что все формы поведенческой деятельности животных и человека определяются главным образом влиянием специальных внешних стимулов. Последние-через возбуждение определенных нервных элементов, составляющих рефлекторную дугу, приводят к ответному действию, no - сравнению с этой теорией теория функциональной системы н & останавливается на эффекторном действии, а идет дальше - до результата поведенческой деятельности включительно. В отличие-от рефлекторной теории она дает удовлетворительное объяснение-феномену активного поиска животными и человеком специальных раздражителей внешней среды, а также объясняет случаи исправления животными ошибок поведенческой деятельности. С точки зрения теории функциональной системы, биологические ( а для человека в первую очередь социальные) потребности являются ведущими факторами целенаправленного поведения. Именно они через мотивационные возбуждения направляют животных на поиск специальных удовлетворяющих эти потребности факторов внешнего мира и через аппарат акцептора результатов действия участвуют в постоянной оценке достигнутых жизненно важных результатов.  [14]

Они были вынуждены все время взаимодействовать с окружающей средой, потребляя из нее недостающие им вещества и выделяя наружу продукты своей жизнедеятельности, иными словами, взаимодействовать с определенными раздражителями внешней среды: физическими, химическими и биологическими. Взаимодействие с внешней средой составляет результаты приспособительной поведенческой деятельности, направленные на удовлетворение внутренних биологических потребностей и сохранение вида и рода живых существ. Нетрудно заметить, что результаты поведенческой деятельности, направленные на удовлетворение внутренних потребностей организма, могут рассматриваться как подрезуль-таты функциональных систем, обеспечивающих основные жизненно важные внутренние метаболические показатели. Точно также результаты социальной деятельности человека в значительной степени нередко удовлетворяют его биологические потребности.  [15]



Страницы:      1