Выдержка из книги
Рязанов Я.А.
Энциклопедия по буровым растворам
Установлено, что наименьшая скорость коррозии в водной фазе, насыщенной H2S, наибольшая - во влажной газовой среде ( для коррозионного процесса достаточен слой воды толщиной всего 20 - 30 молекул) и промежуточная - в двухфазной системе вода-углеводород. Известно, что скорость коррозии стали в атмосфере паров Н2О, H2S и углеводорода при интенсивной конденсации жидкости примерно в 10 раз выше скорости коррозии в потоке добываемой нефти. Поэтому определяющим фактором при сероводородной коррозии является парциальное давление H2S ( давление конкретного газа в газовой смеси), а не его содержание в газе, минимальная величина, не вызывающая сульфидного растрескивания стали составляет всего О. В России эта величина принята в пределах 0.05 - 0.9 МПа. Но при этом процесс наводораживания, определяющий охрупчивание, происходит значительно быстрее, чем образуется барьерная защитная пленка из продуктов коррозии. Скорость коррозии в присутствии H2S и влага растет пропорционально давлению газа, что связано с повышением его концентрации в единице объема. Причем увеличение парциального давления H2S в газовой среде приводит к увеличению его растворимости в водной среде. Снижение наводораживания с ростом давления связано с уплотнением осадка продуктов коррозии, обладающего повышенными защитными свойствами. При повышении температуры от 20 до 60 С скорость коррозии возрастает, а концентрация H2S резко падает ввиду снижения его растворимости, при этом уменьшается и наводораживание стали, особенно при температуре до 80 С. При рН10 сульфидное растрескивание и наводораживание незначительно, ввиду того, что ионы железа, встречая сульфид-ионы в непосредственной близости от поверхности металла, образуют на ней защитную пленку.