Выдержка из книги
Косых С.И.
Трубопроводная арматура с автоматическим управлением
Клапаны с поршневым приводом по своему служебному назначению можно разделить на запорные и отсечные. В запорных клапанах время срабатывания обычно не ограничено и составляет 1 - 10 с в зависимости от условного диаметра прохода. В отсечных клапанах время срабатывания не превышает 1 с и обычно составляет 0 1 - 0 6 с. Отсечные клапаны могут использоваться в качестве аварийных устройств при нарушении нормального хода технологического процесса, когда возникает необходимость быстрого отключения агрегата, трубопровода или его участка от общей системы. Быстрота срабатывания обычно достигается увеличением давления управляющей среды и диаметра трубопровода, подводящего к приводу управляющую среду. Клапаны могут иметь поршневой привод одностороннего ( с пружиной) или двустороннего ( без пружины) действия. Клапаны одностороннего действия бывают нормально открытые и нормально закрытые. В первых при отсутствии управляющего давления в приводе запорный орган открыт, во вторых - закрыт. Указанные положения достигаются применением в приводе цилиндрических или тарельчатых пружин. Большинство клапанов снабжается сигнализаторами крайних положений запорного органа. Поршневой пневмопривод обладает быстродействием, имеет простую конструкцию, низкую металлоемкость, но значительные габариты по высоте. Недостатком является необходимость в ряде случаев применять демпферы для гашения кинетической энергии подвижных частей в конце хода, невозможность получения больших усилий и отсутствие самоторможения, в связи с чем после закрытия клапана необходимо поршень держать под давлением во избежание потери герметичности запорного органа при подаче рабочей среды под золотник. Поршневой гидропривод ( управляющая среда - масло) позволяет при тех же габаритах, что и пневмопривод, получать значительно большее усилие благодаря большому давлению в приводе. Чтобы надежно зафиксировать достигнутое усилие герметизации клапана при отсутствии управляющей среды, необходимо применять механизмы со свойствами самоторможения. Для этой цели иногда применяют двусторонний поршневой привод с реечным механизмом и винтовой парой. В этом случае происходит сложное преобразование движения: поступательное движение поршня реечным механизмом преобразуется во вращение ходовой гайки, которое затем винтовым механизмом преобразуется в поступательное движение шпинделя с золотником.