Выдержка из книги
Джоббер Д.N.
Принципы и практика маркетинга
Однако многие рыночные предложения объединяют в себе как осязаемые, так и неосязаемые аспекты. Все это говорит о том, что различие между предложением физического товара и товара-услуги следует рассматривать не как абсолютное, а как относительное явление. На рис. 19.1 изображен континуум физических товаров и товаров-услуг. Положение каждого из товаров на прямой зависит от процентного соотношения его осязаемых и неосязаемых компонентов. В крайней левой точке шкалы ( чистый товар) располагается такой товар, как готовая одежда, поскольку покупка юбки или носков, как правило, не влечет за собой потребности в какой-либо услуге. При приобретении ковра уже может присутствовать аспект обслуживания, например, если покупателю понадобится специалист для укладки его в доме. При покупке аппаратуры или технического приспособления доля компонента услуги возрастает, так как эти товары обычно требуют специальной установки и последующего технического обслуживания. В маркетинговых исследованиях, как уже говорилось выше, аспект услуг присутствует еще в большей степени, поэтому их мы разместили правее. В правой крайней части шкалы находится услуга психотерапевта, которую можно рассматривать как чистую услугу, поскольку элемент осязаемости в данном случае отсутствует полностью.