Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Фролов И.Т. Введение в философию - Учебное пособие для вузов


Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV - XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Нередко поэтому можно встретить утверждение,  что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой.  И в самом деле,  если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности,  то такое утверждение будет вполне правомерным.  Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать.  Индивидуальность  -  это категория эстетическая,  в то время как личность  -  категория нравственно-этическая.  Если мы рассматриваем человека с точки зрения того,  как и чем он отличается от всех людей,  то мы смотрим на него как бы извне,  глазом художника;  к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий  -  критерий оригинальности.  Что же касается личности,  то в ней главное другое:  способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением.  Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности  -  способность нести ответственность за свои поступки.  И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности:  эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться.  Так,  богатое развитие индивидуальности в XIV - XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма;  самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.