Следуя той же линии рассуждений, мы с неизбежностью должны будем признать, что низкая дифференцированность и ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях


Следуя той же линии рассуждений, мы с неизбежностью должны будем признать, что низкая дифференцированность и зависимость ответственны также за избыточную вовлеченность телесного пласта самосознания в итоговый образ Я. Разнообразная конверсионная симптоматика, наблюдаемая при самых различных формах пограничных расстройств, с одной стороны, говорит о непредставимости конфликтных переживаний Я на языке высокоцензурированных значений, с другой - о насыщенности последних чувственно-образными смыслами. Язык телесности избавляет, таким образом, самосознание от необходимости вербализовывать и осознавать конфликт личностных смыслов Я и стоящие за ним амбивалентные чувства. В этом случае телесный пласт самосознания становится ведущим, стилевым, и он принимает на себя базовый личностный конфликт, утаенный от осознания на уровне рефлексивного Я и проявляющийся в нем лишь в своей трансформированной, защитной форме. Низкий уровень дифференциации проявляется также в диффузности границ Я, их слабой очерченности, недостаточной определенности, что делает личностное пространство повышенно виктимным, доступным для проникновения извне чужих оценок, идей, мнений о Я и об окружающем мире. Банальность, стереотипность, ориентация на авторитеты и общепринятые нормы не только уплощают, но и сужают самосознание.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Следуя той же линии рассуждений,  мы с неизбежностью должны будем признать,  что низкая дифференцированность и зависимость ответственны также за избыточную вовлеченность телесного пласта самосознания в итоговый образ Я.  Разнообразная конверсионная симптоматика,  наблюдаемая при самых различных формах пограничных расстройств,  с одной стороны,  говорит о непредставимости конфликтных переживаний Я на языке высокоцензурированных значений,  с другой  -  о насыщенности последних чувственно-образными смыслами.  Язык телесности избавляет,  таким образом,  самосознание от необходимости вербализовывать и осознавать конфликт личностных смыслов Я и стоящие за ним амбивалентные чувства.  В этом случае телесный пласт самосознания становится ведущим,  стилевым,  и он принимает на себя базовый личностный конфликт,  утаенный от осознания на уровне рефлексивного Я и проявляющийся в нем лишь в своей трансформированной,  защитной форме.  Низкий уровень дифференциации проявляется также в диффузности границ Я,  их слабой очерченности,  недостаточной определенности,  что делает личностное пространство повышенно виктимным,  доступным для проникновения извне чужих оценок,  идей,  мнений о Я и об окружающем мире.  Банальность,  стереотипность,  ориентация на авторитеты и общепринятые нормы не только уплощают,  но и сужают самосознание.