При этом не обязательны сопряженные профили зубьев. Проиллюстрируем это на рис. 8.50, где тонкими линиями изображено зацепление прямозубой передачи с эвольвентными зубьями. В данный момент в зацеплении находятся две пары зубьев 1 та. Эвольвентные профили являются сопряженными, так как контакт этих зубьев сохраняется на всем протяжении активного участка ga линии зацепления. При этом дуги окружностей касаются эвольвент зубьев этого колеса в точках а и а, а радиусы rt меньше радиусов кривизны эвольвент. В момент, когда первая пара кругового зуба колеса 1 и эвольвент-ного зуба колеса 2 зацепляется в точке а, зацепления второй пары таких зубьев нет. При переходе за точку а зацепления снова не будет, между зубьями образуется зазор.