Несомненно, что известная пассивность и незаинтересованность являются непременной психологической предпосылкой эстетического акта. Как только зритель ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Выготский Л.С. Педагогическая психология


Несомненно, что известная пассивность и незаинтересованность являются непременной психологической предпосылкой эстетического акта. Как только зритель или читатель выступает в роли активного участника воспринимаемого им произведения, так сейчас же он выходит из сферы эстетики окончательно и безвозвратно. Если при рассматривании яблок, нарисованных на картине, у меня сильнее всего развита будет деятельность, связанная с намерением отведать настоящих яблок, ясное дело, что картина останется вне поля моего восприятия. Однако эта пассивность составляет только обратную сторону другой, неизмеримо более серьезной активности, при помощи которой и осуществляется эстетический акт. Что это действительно так, можно судить по хотя бы тем фактам, что художественное произведение доступно восприятию далеко не всякого и восприятие художественного произведения представляет собой трудную и утомительную психическую работу. Очевидно, художественное произведение воспринимается не при голой пассивности организма и не одними ушами или глазами, но посредством сложнейшей внутренней деятельности, в которой смотрение и слушание являются только первым моментом, толчком, основным импульсом.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Несомненно,  что известная пассивность и незаинтересованность являются непременной психологической предпосылкой эстетического акта.  Как только зритель или читатель выступает в роли активного участника воспринимаемого им произведения,  так сейчас же он выходит из сферы эстетики окончательно и безвозвратно.  Если при рассматривании яблок,  нарисованных на картине,  у меня сильнее всего развита будет деятельность,  связанная с намерением отведать настоящих яблок,  ясное дело,  что картина останется вне поля моего восприятия.  Однако эта пассивность составляет только обратную сторону другой,  неизмеримо более серьезной активности,  при помощи которой и осуществляется эстетический акт.  Что это действительно так,  можно судить по хотя бы тем фактам,  что художественное произведение доступно восприятию далеко не всякого и восприятие художественного произведения представляет собой трудную и утомительную психическую работу.  Очевидно,  художественное произведение воспринимается не при голой пассивности организма и не одними ушами или глазами,  но посредством сложнейшей внутренней деятельности,  в которой смотрение и слушание являются только первым моментом,  толчком,  основным импульсом.