Выдержка из книги
Солсо Р.N.
Когнитивная психология
Воллен и др. расширили этот тезис ( Wollen, Weber, and Lowery, 1972), проведя эксперимент, в котором странность образа постулировалась как важный фактор научения и памяти. Как мы узнали из раздела о мнемонике, эксперты в области памяти часто считают, что использование необычных или странных образов может улучшать воспроизведение. Предположим, вас попросили связать словесную пару софа-слон. Но объясняется ли эффект странного сочетания необычностью образа или же фактом взаимодействия. Воллен и др. в остроумном эксперименте сумели разделить эти факторы. Их испытуемые заучивали пары существительных, такие как рояль-сигара, сопровождавшиеся контурными рисунками этих объектов. Картинки были четырех типов (9.4): ( 1) с взаимодействием и странностью, ( 2) с взаимодействием, но без странности, ( З) без взаимодействия, но со странностью и ( 4) без взаимодействия и без странности. Испытуемых просили воспроизвести слова после одной попытки заучивания, и довольно удивительные результаты показывают, что странность сама по себе не влияет на воспроизведение, а наилучшее воспроизведение было, когда элементы предъявлялись во взаимодействии. Эти результаты и результаты, полученные Бауэром, говорят о том, что связывание стимула и реакции - это один из важнейших компонентов процессов научения и памяти.