Язык, как мы уже видели, как раз и представляет собой случай совместного соотнесения собеседниками своих ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Дьюи Д.N. Демократия и образование


Язык, как мы уже видели, как раз и представляет собой случай совместного соотнесения собеседниками своих действий с общей для них ситуацией, отсюда и его ни с чем не сравнимое значение в качестве средства социального управления. Но язык не был бы столь эффективным инструментом, если бы не то обстоятельство, что он функционирует на фоне более грубых и осязаемых способов использования физических средств для достижения цели. Ребенок видит, как люди, с которыми он живет, определенным образом используют стулья, шляпы, столы, лопаты, пилы, плуги, лошадей, деньги. Если он принимает хоть какое-то участие в том, что они делают, он постепенно начинает обращаться с этими вещами таким же образом и подбирать подходящие способы для использования других вещей. Пододвинутый к столу стул означает, что на нем надо сидеть; если человек протягивает ему правую руку, он должен протянуть свою, - примеры можно умножать бесконечно. Привычки и навыки, проявляющиеся тогда, когда мы пользуемся плодами человеческого труда и природных материалов, составляют в конечном счете самый глубокий и наиболее важный способ социального управления. К школьному возрасту у детей уже сформировано то, что называется разумом, - знания и предпосылки суждений, к которым можно апеллировать.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Язык,  как мы уже видели,  как раз и представляет собой случай совместного соотнесения собеседниками своих действий с общей для них ситуацией,  отсюда и его ни с чем не сравнимое значение в качестве средства социального управления.  Но язык не был бы столь эффективным инструментом,  если бы не то обстоятельство,  что он функционирует на фоне более грубых и осязаемых способов использования физических средств для достижения цели.  Ребенок видит,  как люди,  с которыми он живет,  определенным образом используют стулья,  шляпы,  столы,  лопаты,  пилы,  плуги,  лошадей,  деньги.  Если он принимает хоть какое-то участие в том,  что они делают,  он постепенно начинает обращаться с этими вещами таким же образом и подбирать подходящие способы для использования других вещей.  Пододвинутый к столу стул означает,  что на нем надо сидеть;  если человек протягивает ему правую руку,  он должен протянуть свою,  - примеры можно умножать бесконечно.  Привычки и навыки,  проявляющиеся тогда,  когда мы пользуемся плодами человеческого труда и природных материалов,  составляют в конечном счете самый глубокий и наиболее важный способ социального управления.  К школьному возрасту у детей уже сформировано то,  что называется разумом,  - знания и предпосылки суждений,  к которым можно апеллировать.