Иоанном за смелые увещания, умерщвлен опричником Ма-лютою Скуратовым. Бог прославил мученика святостью, но светская власть ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Соловьёв С.М. История России с древнейших времён Том 9-10 Книга 5


Иоанном за смелые увещания, умерщвлен опричником Ма-лютою Скуратовым. Бог прославил мученика святостью, но светская власть не принесла еще торжественного покаяния в грехе своем, и этим покаянием не отказались от возможности повторить когда-либо подобный поступок относительно власти церковной. Никон, пользуясь религиозностию и мягкостию молодого царя, заставил светскую власть принести это торжественное покаяние. Он отыскал пример в преданиях византийских, как император Феодосии, посылая за мощами Иоанна Златоуста, писал молитвенную грамоту к оскорбленному его матерью святому; и Никон повез в Соловки грамоту царя Алексея к св. Филиппу: Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда, чтоб разрешить согрешение прадеда нашего царя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно завистию и несдержанней ярости. Хотя я и не повинен в досаждении твоем, однако гроб прадеда постоянно убеждает меня и в жалость приводит, ибо вследствие того изгнания и до сего времени царствующий град лишается твоей святительской паствы. Потому преклоняю сан свой царский за прадеда моего, против тебя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием, да упразднится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание, пусть все уверятся, что ты помирился с ним: он раскаялся тогда в своем грехе, и за это покаяние и по нашему прошению, приди к нам, св.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Иоанном за смелые увещания,  умерщвлен опричником Ма-лютою Скуратовым.  Бог прославил мученика святостью,  но светская власть не принесла еще торжественного покаяния в грехе своем,  и этим покаянием не отказались от возможности повторить когда-либо подобный поступок относительно власти церковной.  Никон,  пользуясь религиозностию и мягкостию молодого царя,  заставил светскую власть принести это торжественное покаяние.  Он отыскал пример в преданиях византийских,  как император Феодосии,  посылая за мощами Иоанна Златоуста,  писал молитвенную грамоту к оскорбленному его матерью святому;  и Никон повез в Соловки грамоту царя Алексея к св.  Филиппу:  Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда,  чтоб разрешить согрешение прадеда нашего царя Иоанна,  совершенное против тебя нерассудно завистию и несдержанней ярости.  Хотя я и не повинен в досаждении твоем,  однако гроб прадеда постоянно убеждает меня и в жалость приводит,  ибо вследствие того изгнания и до сего времени царствующий град лишается твоей святительской паствы.  Потому преклоняю сан свой царский за прадеда моего,  против тебя согрешившего,  да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием,  да упразднится поношение,  которое лежит на нем за твое изгнание,  пусть все уверятся,  что ты помирился с ним:  он раскаялся тогда в своем грехе,  и за это покаяние и по нашему прошению,  приди к нам,  св.