Выдержка из книги
Эббингауз Г.N.
Ассоциативная психология
Всякий человек непосредственно сознает себя в свободном от всяких влияний опыте; он постоянно переживает это в своем восприятии, мышлении, действиях, как всегда наличную последнюю предпосылку их, но это переживание не является для его сознания чем-то постигаемым ближе при помощи расчленения и перечисления, а исключительно свойственным ему видом действования и воления, совершенно неделимой единой личностью. Это единство актуальности, ничего не знающей об ее элементах, будто бы именно и есть единство души как целого; без него она, подобно потоку, растеклась бы на капли. Такого же рода единства проявляются, согласно этому взгляду, и в творениях религии, искусства, государства. Мы вправе сказать, что это простое и неописуемое единство личности, в сущности, является простой субстанциональной душой старого времени, только как бы еще более одухотворенной, именно, лишенной неразрушимого существования в традиционном смысле. Конечно, душевная жизнь есть единство: деятельность определенного своеобразного характера, осуществление высшей господствующей над всем цели. Но как раз это единство вовсе непросто и не неопределимо, а чрезвычайно богато расчленено и прекрасно поддается описанию во многих частностях, а именно, как единство, которое противостоит своим составным частям не как благодаря им существующее, совершенно так же, как единство органического тела или растения. В этом всеобъемлющем и, так сказать, объективном единстве содержатся более ограниченные единства, между прочим, представление Я, о котором здесь идет речь. Единство этого последнего так же не просто, а обнимает множественность с весьма изменчивым составом. Временами представление я до того расширяется, что богатство содержания всей души, особенно, если для его развития есть достаточно времени и поводов. Однако в большинстве случаев, при обычном мимолетном появлении и отзвуке этого представления, оно бывает крайне бедной, почти бессодержательной и только замещающей мыслью.