Всякий человек непосредственно сознает себя в свободном от всяких влияний опыте; он постоянно переживает это ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Эббингауз Г.N. Ассоциативная психология


Всякий человек непосредственно сознает себя в свободном от всяких влияний опыте; он постоянно переживает это в своем восприятии, мышлении, действиях, как всегда наличную последнюю предпосылку их, но это переживание не является для его сознания чем-то постигаемым ближе при помощи расчленения и перечисления, а исключительно свойственным ему видом действования и воления, совершенно неделимой единой личностью. Это единство актуальности, ничего не знающей об ее элементах, будто бы именно и есть единство души как целого; без него она, подобно потоку, растеклась бы на капли. Такого же рода единства проявляются, согласно этому взгляду, и в творениях религии, искусства, государства. Мы вправе сказать, что это простое и неописуемое единство личности, в сущности, является простой субстанциональной душой старого времени, только как бы еще более одухотворенной, именно, лишенной неразрушимого существования в традиционном смысле. Конечно, душевная жизнь есть единство: деятельность определенного своеобразного характера, осуществление высшей господствующей над всем цели. Но как раз это единство вовсе непросто и не неопределимо, а чрезвычайно богато расчленено и прекрасно поддается описанию во многих частностях, а именно, как единство, которое противостоит своим составным частям не как благодаря им существующее, совершенно так же, как единство органического тела или растения. В этом всеобъемлющем и, так сказать, объективном единстве содержатся более ограниченные единства, между прочим, представление Я, о котором здесь идет речь. Единство этого последнего так же не просто, а обнимает множественность с весьма изменчивым составом. Временами представление я до того расширяется, что богатство содержания всей души, особенно, если для его развития есть достаточно времени и поводов. Однако в большинстве случаев, при обычном мимолетном появлении и отзвуке этого представления, оно бывает крайне бедной, почти бессодержательной и только замещающей мыслью.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Всякий человек непосредственно сознает себя в свободном от всяких влияний опыте;  он постоянно переживает это в своем восприятии,  мышлении,  действиях,  как всегда наличную последнюю предпосылку их,  но это переживание не является для его сознания чем-то постигаемым ближе при помощи расчленения и перечисления,  а исключительно свойственным ему видом действования и воления,  совершенно неделимой единой личностью.  Это единство актуальности,  ничего не знающей об ее элементах,  будто бы именно и есть единство души как целого;  без него она,  подобно потоку,  растеклась бы на капли.  Такого же рода единства проявляются,  согласно этому взгляду,  и в творениях религии,  искусства,  государства.  Мы вправе сказать,  что это простое и неописуемое единство личности,  в сущности,  является простой субстанциональной душой старого времени,  только как бы еще более одухотворенной,  именно,  лишенной неразрушимого существования в традиционном смысле.  Конечно,  душевная жизнь есть единство:  деятельность определенного своеобразного характера,  осуществление высшей господствующей над всем цели.  Но как раз это единство вовсе непросто и не неопределимо,  а чрезвычайно богато расчленено и прекрасно поддается описанию во многих частностях,  а именно,  как единство,  которое противостоит своим составным частям не как благодаря им существующее,  совершенно так же,  как единство органического тела или растения.  В этом всеобъемлющем и,  так сказать,  объективном единстве содержатся более ограниченные единства,  между прочим,  представление Я,  о котором здесь идет речь.  Единство этого последнего так же не просто,  а обнимает множественность с весьма изменчивым составом.  Временами представление я до того расширяется,  что богатство содержания всей души,  особенно,  если для его развития есть достаточно времени и поводов.  Однако в большинстве случаев,  при обычном мимолетном появлении и отзвуке этого представления,  оно бывает крайне бедной,  почти бессодержательной и только замещающей мыслью.