Памятники языка оставляют перед нами открытым вопрос относительно того, существовало ли у всех германцев общее ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Энегельс Ф.N. Происхождение семьи, частной собственности и государства


Памятники языка оставляют перед нами открытым вопрос относительно того, существовало ли у всех германцев общее выражение для обозначения рода - и какое именно. Этимологически греческому genos, латинскому gens соответствует готское kuni, средневерх-ненемецкое kunne, и употребляется это слово в том же самом смысле. На времена материнского права указывает то, что слово для обозначения женщины происходит от того же корня: греческое gyne, славянское zena, готское qvino, древнескандинавское kona, kuna. У лангобардов и бургундов мы встречаем, как уже сказано, слово fara, которое Гримм выводит от гипотетического корня fisan - рождать. Я предпочел бы исходить из более очевидного происхождения от faran - ездить, кочевать, возвращаться, как обозначения некоторой определенной части кочующей группы, состоящей, само собой разумеется, только из родственников - обозначения которое за время многовековых переселений сначала на восток, а затем на запад постепенно было перенесено на саму родовую общину.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Памятники языка оставляют перед нами открытым вопрос относительно того,  существовало ли у всех германцев общее выражение для обозначения рода  -  и какое именно.  Этимологически греческому genos,  латинскому gens соответствует готское kuni,  средневерх-ненемецкое kunne,  и употребляется это слово в том же самом смысле.  На времена материнского права указывает то,  что слово для обозначения женщины происходит от того же корня:  греческое gyne,  славянское zena,  готское qvino,  древнескандинавское kona,  kuna.  У лангобардов и бургундов мы встречаем,  как уже сказано,  слово fara,  которое Гримм выводит от гипотетического корня fisan  -  рождать.  Я предпочел бы исходить из более очевидного происхождения от faran  -  ездить,  кочевать,  возвращаться,  как обозначения некоторой определенной части кочующей группы,  состоящей,  само собой разумеется,  только из родственников - обозначения которое за время многовековых переселений сначала на восток,  а затем на запад постепенно было перенесено на саму родовую общину.