Развитие и функционирование культуры возможно лишь в контексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные предметы ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Яблоков И.Н. Основы религиоведения


Развитие и функционирование культуры возможно лишь в контексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и группы обеспечиваются свечение и движение культуры. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимодействие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание представляет собой воплощение в объективных предметах человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание - это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством которых произведены те или иные предметы - носители культуры. Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они остаются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувственной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувственными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи, отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном предметном носителе, оно представляет собой обобщение действительности.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в контексте объект-субъектных отношений.  Сами по себе материальные предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным сознанием мертвы.  Благодаря деятельности субъекта-индивида и группы обеспечиваются свечение и движение культуры.  Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,  представители новых поколений должны овладеть умениями,  навыками,  которые запечатлены в материальных предметах-носителях.  В труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимодействие процессов опредмечивания и распредмечивания.  Опредмечивание представляет собой воплощение в объективных предметах человеческих способностей,  знаний,  навыков,  а распредмечивание  -  это освоение людьми способов и приемов деятельности,  посредством которых произведены те или иные предметы  -  носители культуры.  Эти предметы приобретают двойное бытие:  с одной стороны,  они остаются независимой от человека реальностью,  непосредственно-чувственной вещью,  с другой  -  замещают,  выражают какую-то иную реальность,  имеют значение,  становятся чувственно-сверхчувственными.  Значение представляет собой идеальное образование,  в котором откристаллизован опыт человечества,  выражаются объективные связи,  отношения,  взаимодействия.  Будучи запечатленным в материальных носителях,  значение приобретает устойчивость,  инвариантность и в этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества или группы.  Несмотря на то,  что значение фиксировано в конкретном предметном носителе,  оно представляет собой обобщение действительности.