Когда читаешь вышеприведенное видемановское объяснение образования тока, то кажется, что имеешь перед собой образец той ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Энгельс Ф.N. Диалектика природы _1964


Когда читаешь вышеприведенное видемановское объяснение образования тока, то кажется, что имеешь перед собой образец той апологетики, с которой лет сорок тому назад правоверные и полуправоверные теологи выступали против филологически-исторической критики библии, предпринятой Штраусом, Вильке, Бруно Бауэром и другими. В обоих случаях пользуются одинаковым методом. И это неизбежно, ибо в обоих случаях дело идет о том, чтобы спасти старую традицию от натиска научного мышления. Исключительная эмпирия, позволяющая себе мышление в лучшем случае разве лишь в форме математических вычислений, воображает, будто она оперирует только бесспорными фактами. В действительности же она оперирует преимущественно традиционными представлениями, по большей части устаревшими продуктами мышления своих предшественников, такими, например, как положительное и отрицательное электричество, электрическая разъединительная сила, контактная теория. Последние служат ей основой для бесконечных математических выкладок, в которых из-за строгости математических формул легко забывается гипотетическая природа предпосылок. Насколько скептически подобного рода эмпирия относится к результатам современной ей научной мысли, настолько же слепо она доверяет результатам мышления своих предшественников. Даже экспериментально установленные факты мало-помалу неразрывно связываются у нее с соответствующими традиционными толкованиями их; в трактовку даже самого простого электрического явления вносится фальсификация при помощи, например, контрабандного протаскивания теории о двух электричествах. Эта эмпирия уже не в состоянии правильно изображать факты, ибо в изображение их у нее прокладывается традиционное толкование этих фактов.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Когда читаешь вышеприведенное видемановское объяснение образования тока,  то кажется,  что имеешь перед собой образец той апологетики,  с которой лет сорок тому назад правоверные и полуправоверные теологи выступали против филологически-исторической критики библии,  предпринятой Штраусом,  Вильке,  Бруно Бауэром и другими.  В обоих случаях пользуются одинаковым методом.  И это неизбежно,  ибо в обоих случаях дело идет о том,  чтобы спасти старую традицию от натиска научного мышления.  Исключительная эмпирия,  позволяющая себе мышление в лучшем случае разве лишь в форме математических вычислений,  воображает,  будто она оперирует только бесспорными фактами.  В действительности же она оперирует преимущественно традиционными представлениями,  по большей части устаревшими продуктами мышления своих предшественников,  такими,  например,  как положительное и отрицательное электричество,  электрическая разъединительная сила,  контактная теория.  Последние служат ей основой для бесконечных математических выкладок,  в которых из-за строгости математических формул легко забывается гипотетическая природа предпосылок.  Насколько скептически подобного рода эмпирия относится к результатам современной ей научной мысли,  настолько же слепо она доверяет результатам мышления своих предшественников.  Даже экспериментально установленные факты мало-помалу неразрывно связываются у нее с соответствующими традиционными толкованиями их;  в трактовку даже самого простого электрического явления вносится фальсификация при помощи,  например,  контрабандного протаскивания теории о двух электричествах.  Эта эмпирия уже не в состоянии правильно изображать факты,  ибо в изображение их у нее прокладывается традиционное толкование этих фактов.