Мы получаем как дар способность ходить, жестикулировать, танцевать, разговаривать, завязывать шнурки, играть в теннис, продевать ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Солсо Р.N. Когнитивная психология


Мы получаем как дар способность ходить, жестикулировать, танцевать, разговаривать, завязывать шнурки, играть в теннис, продевать нитку в иголку, кататься на лыжах, заниматься любовью, водить машину и т.п. - и все это есть результат работы запрограммированных схем, которые как полагают, соотносимы с нашей внутренней репрезентацией реальности. В этой главе мы встретились с несколькими примерами схем, позволяющих извлекать из конкретных экземпляров структуру, в которой при изменении формы выражения сохраняется целостность единой реальности. На примере зрительных фигур, шахматных задач, языка и музыки была продемонстрирована способность к формированию прототипа. Можно предположить, что моторное поведение также можно закодировать в виде некоторой схемы, или абстрактной внутренней репрезентации, или определенной программы движения, аналогичной семантическим абстракциям, так широко представленным в литературе по психологии и лингвистике. Существование таких схем объяснило бы то громадное моторное разнообразие, которое мы, люди, проявляем в пределах весьма ограниченных способностей нашей скромной нервной системы к хранению программ; оно также дало бы нам рациональное средство объяснения нашей способности к удивительно разнообразным трансформациям моторного поведения. Рассмотрим проблему хранения моторных реакций. Что является основной единицей движения при завязывании шнурков на ботинках. Даже если мы останавливаем движение мастера Т ай Чи при помощи стробоскопической фотокамеры, как показано на 11.6., мы все равно можем уловить только малую часть из многих движений, составляющих последовательность действий и реакций. Даже если бы мы смогли определить основные единицы моторных реакций, то встает вопрос о механизме хранения, способном вместить все сложнейшие и разнообразные виды моторного поведения, и о когнитивной структуре, которая позволяет нам переносить умение с одной задачи на другую.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Мы получаем как дар способность ходить,  жестикулировать,  танцевать,  разговаривать,  завязывать шнурки,  играть в теннис,  продевать нитку в иголку,  кататься на лыжах,  заниматься любовью,  водить машину и т.п. - и все это есть результат работы запрограммированных схем,  которые как полагают,  соотносимы с нашей внутренней репрезентацией реальности.  В этой главе мы встретились с несколькими примерами схем,  позволяющих извлекать из конкретных экземпляров структуру,  в которой при изменении формы выражения сохраняется целостность единой реальности.  На примере зрительных фигур,  шахматных задач,  языка и музыки была продемонстрирована способность к формированию прототипа.  Можно предположить,  что моторное поведение также можно закодировать в виде некоторой схемы,  или абстрактной внутренней репрезентации,  или определенной программы движения,  аналогичной семантическим абстракциям,  так широко представленным в литературе по психологии и лингвистике.  Существование таких схем объяснило бы то громадное моторное разнообразие,  которое мы,  люди,  проявляем в пределах весьма ограниченных способностей нашей скромной нервной системы к хранению программ;  оно также дало бы нам рациональное средство объяснения нашей способности к удивительно разнообразным трансформациям моторного поведения.  Рассмотрим проблему хранения моторных реакций.  Что является основной единицей движения при завязывании шнурков на ботинках.  Даже если мы останавливаем движение мастера Т ай Чи при помощи стробоскопической фотокамеры,  как показано на 11.6.,  мы все равно можем уловить только малую часть из многих движений,  составляющих последовательность действий и реакций.  Даже если бы мы смогли определить основные единицы моторных реакций,  то встает вопрос о механизме хранения,  способном вместить все сложнейшие и разнообразные виды моторного поведения,  и о когнитивной структуре,  которая позволяет нам переносить умение с одной задачи на другую.