Мы получаем как дар способность ходить, жестикулировать, танцевать, разговаривать, завязывать шнурки, играть в теннис, продевать ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Выдержка из книги
Солсо Р.N.
Когнитивная психология
Мы получаем как дар способность ходить, жестикулировать, танцевать, разговаривать, завязывать шнурки, играть в теннис, продевать нитку в иголку, кататься на лыжах, заниматься любовью, водить машину и т.п. - и все это есть результат работы запрограммированных схем, которые как полагают, соотносимы с нашей внутренней репрезентацией реальности. В этой главе мы встретились с несколькими примерами схем, позволяющих извлекать из конкретных экземпляров структуру, в которой при изменении формы выражения сохраняется целостность единой реальности. На примере зрительных фигур, шахматных задач, языка и музыки была продемонстрирована способность к формированию прототипа. Можно предположить, что моторное поведение также можно закодировать в виде некоторой схемы, или абстрактной внутренней репрезентации, или определенной программы движения, аналогичной семантическим абстракциям, так широко представленным в литературе по психологии и лингвистике. Существование таких схем объяснило бы то громадное моторное разнообразие, которое мы, люди, проявляем в пределах весьма ограниченных способностей нашей скромной нервной системы к хранению программ; оно также дало бы нам рациональное средство объяснения нашей способности к удивительно разнообразным трансформациям моторного поведения. Рассмотрим проблему хранения моторных реакций. Что является основной единицей движения при завязывании шнурков на ботинках. Даже если мы останавливаем движение мастера Т ай Чи при помощи стробоскопической фотокамеры, как показано на 11.6., мы все равно можем уловить только малую часть из многих движений, составляющих последовательность действий и реакций. Даже если бы мы смогли определить основные единицы моторных реакций, то встает вопрос о механизме хранения, способном вместить все сложнейшие и разнообразные виды моторного поведения, и о когнитивной структуре, которая позволяет нам переносить умение с одной задачи на другую.