Под психологическим направлением в дидактике будем понимать такое направление, в пределах которого имеет место систематическое ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Выдержка из книги
Никандров Н.Д.
Современная высшая школа капиталистических стран
Под психологическим направлением в дидактике будем понимать такое направление, в пределах которого имеет место систематическое использование психологических фактов и психологического исследовательского аппарата для решения задач дидактического исследования. Здесь важно подчеркнуть, что использование психологических идей в педагогике и дидактике всегда может и должно иметь место. Как только мы приступаем к анализу буржуазных дидактических направлений, легко заметить, что использование идей и методов психологии в дидактике часто лишь декларируется, но не реализуется. Так обстоит дело, например, в геттингенской дидактической школе В. В его основной сводной работе мы изредка встречаем упоминание о важности психологии для дидактических решений, но ни в одном случае, даже излагая свою концепцию дидактического анализа, В. Клафки не дает примера использования психологии. Иначе стоит вопрос в западноберлинской школе и кибернетической дидактике. Оба направления следуют принципам системного анализа, и, таким образом, признают междисциплинарное исследование почти нормой. В явном виде психология участвует в пределах анализа двух дидактических переменных - антропологической детерминации ( психоструктуры) и социально-культурной детерминации ( социоструктуры), но психологические факты используются постоянно; в кибернетической дидактике иногда выделяется также информационная психология как особое направление исследований. Но в ряде стран, прежде всего в США и Англии, дидактические исследования часто выполняются в пределах общей и педагогической психологии, и это не могло не оказать существенного влияния на сам характер таких исследований. Одним из разграничений между психологической дидактикой и психологией есть водораздел объекта, даже если в обоих случаях исследования выполняются на материале процесса обучения.