Все это освобождает внимание ребенка из-под власти непосредственно действующей на него актуальной ситуации. Создавая с ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Выготский Л.С. Педагогическая психология


Все это освобождает внимание ребенка из-под власти непосредственно действующей на него актуальной ситуации. Создавая с помощью речи рядом с пространственным полем также и временное поле для действия, столь же обозримое и реальное, как и оптическая ситуация ( хотя, может быть, и более смутное), говорящий ребенок получает возможность динамически направлять свое внимание, действуя в настоящем с точки зрения будущего поля и часто относясь к активно созданным в настоящей ситуации изменениям с точки зрения своих прошлых действий. Именно благодаря участию речи и переходу к свободному распределению внимания будущее поле действия из старой и абстрактной вербальной формулы превращается в актуальную оптическую ситуацию; в нем, как основная конфигурация, отчетливо выступают все элементы, входящие в план будущего действия, выделяясь тем самым из общего фона возможных действий. В том, что поле внимания, не совпадающее с полем восприятия, с помощью речи отбирает из последнего элементы актуального будущего поля, и заключается специфическое отличие операции ребенка от операции высших животных. Поле восприятия организуется у ребенка вербализованной функцией внимания, и если для обезьяны отсутствие непосредственного оптического контакта объекта и цели достаточно, чтобы сделать задачу неразрешимой, то ребенок легко устраняет это затруднение вербальным вмешательством, реорганизуя свое сенсорное поле.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Все это освобождает внимание ребенка из-под власти непосредственно действующей на него актуальной ситуации.  Создавая с помощью речи рядом с пространственным полем также и временное поле для действия,  столь же обозримое и реальное,  как и оптическая ситуация ( хотя,  может быть,  и более смутное),  говорящий ребенок получает возможность динамически направлять свое внимание,  действуя в настоящем с точки зрения будущего поля и часто относясь к активно созданным в настоящей ситуации изменениям с точки зрения своих прошлых действий.  Именно благодаря участию речи и переходу к свободному распределению внимания будущее поле действия из старой и абстрактной вербальной формулы превращается в актуальную оптическую ситуацию;  в нем,  как основная конфигурация,  отчетливо выступают все элементы,  входящие в план будущего действия,  выделяясь тем самым из общего фона возможных действий.  В том,  что поле внимания,  не совпадающее с полем восприятия,  с помощью речи отбирает из последнего элементы актуального будущего поля,  и заключается специфическое отличие операции ребенка от операции высших животных.  Поле восприятия организуется у ребенка вербализованной функцией внимания,  и если для обезьяны отсутствие непосредственного оптического контакта объекта и цели достаточно,  чтобы сделать задачу неразрешимой,  то ребенок легко устраняет это затруднение вербальным вмешательством,  реорганизуя свое сенсорное поле.