Мы предприняли здесь классификацию процессов обучения по их сложности и при этом выяснили, что наиболее простые формы обучения появляются в раннем возрасте онтогенетически, а высокоорганизованные возможны вообще только у высокоразвитых животных. Определенные онтогенетические адаптивные процессы, такие, как установка часов в приближенных ритмах, строго говоря, не подпадают под данную в начале работы дефиницию понятия обучения. Некоторые ( часто называемые основными типами обучения) адаптивные процессы, например моторное научение, тренировка и заучивание наизусть, в используемой классификации процессов обучения либо рассматриваются как таковые, либо выводятся из них, на чем остановиться более подробно не представлялось возможным. Если недооцениваемое порой в жизни человека обучение путем наблюдения и подражания включено в качестве самостоятельной формы обучения, то упоминаемое в данной связи латентное обучение не рассматривается как какой-то особый учебный процесс.