Однако проследим аксиоматику г-на Дюринга несколько дальше. Обе воли не могут предъявить друг другу никаких ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Маркс К.N. Избранные сочинения. Т.5


Однако проследим аксиоматику г-на Дюринга несколько дальше. Обе воли не могут предъявить друг другу никаких положительных требований. Если же одна из них все же делает это и проводит свое требование силой, то возникает состояние несправедливости, и на этой основной схеме г-н Дюринг разъясняет, что такое несправедливость, насилие, рабство, - коротко говоря, разъясняет всю прошлую, достойную осуждения историю. Между тем уже Руссо в указанном выше сочинении как раз при посредстве двух мужей доказывал столь же аксиоматически нечто совершенно противоположное, а именно: что из двух субъектов, А и В, первый не может поработить второго посредством насилия, а может сделать это, только поставив В в такое положение, в котором последний не может обойтись без А - воззрение, для г-на Дюринга чересчур уЖ; правда, материалистическое. Рассмотрим поэтому тот же вопрос несколько иначе. Два человека, потерпевших кораблекрушение, попали на необитаемый остров и образуют там общество. Воли их формально совершенно равны, и оба признают это. Но материально между ними существует большое неравенство: А - решителен и энергичен, В - нерешителен, ленив и вял; А - смышлен, В - глуп. Много ли времени должно пройти, чтобы, как правило, А навязал В свою волю, сначала путем убеждения, затем по установившейся привычке, но всегда в форме добровольного согласия. Соблюдается ли здесь форма добровольного согласия или же она грубо попирается ногами - рабство остается рабством. Когда в Пруссии, после военных поражений 1806 и 1807 гг., была отменена крепостная зависимость, а вместе с ней и обязанность всемилостивейших господ заботиться о своих подданных в случае нужды, болезни и старости, то крестьяне подавали петиции королю с просьбой оставить их в подневольном состоянии, иначе кто же будет заботиться о них в случае нужды. Следовательно, схема двух мужей применима в такой же степени к неравенству и рабству, как к равенству и взаимопомощи, а так как мы вынуждены, под страхом вымирания общества, признать их главами семей, то в схеме предусмотрено уже и наследственное рабство.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Однако проследим аксиоматику г-на Дюринга несколько дальше.  Обе воли не могут предъявить друг другу никаких положительных требований.  Если же одна из них все же делает это и проводит свое требование силой,  то возникает состояние несправедливости,  и на этой основной схеме г-н Дюринг разъясняет,  что такое несправедливость,  насилие,  рабство,  - коротко говоря,  разъясняет всю прошлую,  достойную осуждения историю.  Между тем уже Руссо в указанном выше сочинении как раз при посредстве двух мужей доказывал столь же аксиоматически нечто совершенно противоположное,  а именно:  что из двух субъектов,  А и В,  первый не может поработить второго посредством насилия,  а может сделать это,  только поставив В в такое положение,  в котором последний не может обойтись без А - воззрение,  для г-на Дюринга чересчур уЖ;  правда,  материалистическое.  Рассмотрим поэтому тот же вопрос несколько иначе.  Два человека,  потерпевших кораблекрушение,  попали на необитаемый остров и образуют там общество.  Воли их формально совершенно равны,  и оба признают это.  Но материально между ними существует большое неравенство:  А  -  решителен и энергичен,  В  -  нерешителен,  ленив и вял;  А  -  смышлен,  В  -  глуп.  Много ли времени должно пройти,  чтобы,  как правило,  А навязал В свою волю,  сначала путем убеждения,  затем по установившейся привычке,  но всегда в форме добровольного согласия.  Соблюдается ли здесь форма добровольного согласия или же она грубо попирается ногами  -  рабство остается рабством.  Когда в Пруссии,  после военных поражений 1806 и 1807 гг.,  была отменена крепостная зависимость,  а вместе с ней и обязанность всемилостивейших господ заботиться о своих подданных в случае нужды,  болезни и старости,  то крестьяне подавали петиции королю с просьбой оставить их в подневольном состоянии,  иначе кто же будет заботиться о них в случае нужды.  Следовательно,  схема двух мужей применима в такой же степени к неравенству и рабству,  как к равенству и взаимопомощи,  а так как мы вынуждены,  под страхом вымирания общества,  признать их главами семей,  то в схеме предусмотрено уже и наследственное рабство.