Дело в том, что вбй-мущающее действие поршня на газ вызывает появление так называемого спутного движения - упорядоченного движения молекул газа, направление которого совпадает с направлением распространения волн сжатия, а скорость увеличивается при ускорении движения поршня. Кроме того, благодаря малой теплопроводности газа в процессе увеличения скорости поршня возрастает не только давление газа, но также его температура и пропорциональная ей скорость звука. Вследствие обеих этих причин каждая следующая волна сжатия, возбуждаемая в газе поршнем, движется быстрее предыдущей. Поэтому, нагоняя друг друга, они взаимно усиливаются и образуют одну мощную результирующую волну, действие которой на невозмущенный газ подобно удару - она вызывает почти мгновенное повышение давления газа на конечную величину, вследствие чего эта волна и получила название ударной волны, или скачка уплотнения. Очевидно, что интенсивность ударной волны должна возрастать с увеличением ускорения поршня и уменьшением затухания упругих волн в газе, вызываемого явлениями внутреннего трения и теплопроводности.