В диалогах О государстве и О законах он дает определения, получившие в дальнейшем широкую известность. ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии Том 1


В диалогах О государстве и О законах он дает определения, получившие в дальнейшем широкую известность. В диалоге О законах говорится, что закон есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. Именно эти общие определения делают, однако, внутренне проблематичной всю концепцию. Ибо разум диктует человеку, как мы видели, в одних случаях защищать самого себя, в других - крепить сообщество и хранить порядок справедливого солидарного взаимообмена в нем, в-третьих же - достойно вести себя по отношению к людям как таковым, а не гражданам определенного сообщества. Нельзя сказать, что сам Цицерон не видел этой проблемы. Но удовлетворительным образом она решена быть не могла. В современные издания его диалогов, тексты которых сохранились далеко не полностью, включены фрагменты позднейших, христианских авторов, в частности, Лактанция ( Божественные установления) и Августина, цитировавших Цицерона и споривших с его идеями. Для Лактанция очевидна неразрешимость проблемы в перспективе общественного устройства Рима, далеко еще не ставшего миром, Рима активных завоеваний. Римский народ, говорит Лактанций, своей завоевательной политикой дает понять, насколько польза расходится со справедливостью ( Inst. VI, 9, 2 - 4); у Цицерона защищается на деле не естественная справедливость ( которую диктует высший разум), а гражданская ( фактически значимые правовые ( Нормы) ( Inst. Аналогичным образом и Августин ( О граде Божьем, XIX, 21) говорит, что никогда не существовало того идеального Римского государства, которое рисует Цицерон в своем диалоге.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

В диалогах О государстве и О законах он дает определения,  получившие в дальнейшем широкую известность.  В диалоге О законах говорится,  что закон есть заложенный в природе высший разум,  велящий нам совершать то,  что совершать следует,  и запрещающий противоположное.  Именно эти общие определения делают,  однако,  внутренне проблематичной всю концепцию.  Ибо разум диктует человеку,  как мы видели,  в одних случаях защищать самого себя,  в других  -  крепить сообщество и хранить порядок справедливого солидарного взаимообмена в нем,  в-третьих же  -  достойно вести себя по отношению к людям как таковым,  а не гражданам определенного сообщества.  Нельзя сказать,  что сам Цицерон не видел этой проблемы.  Но удовлетворительным образом она решена быть не могла.  В современные издания его диалогов,  тексты которых сохранились далеко не полностью,  включены фрагменты позднейших,  христианских авторов,  в частности,  Лактанция ( Божественные установления) и Августина,  цитировавших Цицерона и споривших с его идеями.  Для Лактанция очевидна неразрешимость проблемы в перспективе общественного устройства Рима,  далеко еще не ставшего миром,  Рима активных завоеваний.  Римский народ,  говорит Лактанций,  своей завоевательной политикой дает понять,  насколько польза расходится со справедливостью ( Inst.  VI,  9,  2 - 4);  у Цицерона защищается на деле не естественная справедливость ( которую диктует высший разум),  а гражданская ( фактически значимые правовые ( Нормы) ( Inst.  Аналогичным образом и Августин ( О граде Божьем,  XIX,  21) говорит,  что никогда не существовало того идеального Римского государства,  которое рисует Цицерон в своем диалоге.