Метод этого перехода-от хаотического представления конкретного к простейше-абстрактному и затем обратно к обогащенной конкретной цело-купности ... - Большая Энциклопедия Нефти и Газа



Выдержка из книги Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма


Метод этого перехода-от хаотического представления конкретного к простейше-абстрактному и затем обратно к обогащенной конкретной цело-купности - есть метод Маркса, метод, который не укладывается в формально-логические и обычные противопоставления индукции и дедукции, анализа и синтеза, конкретного и абстрактного. Поэтому уже понятие общества является у Маркса не пустым абстрактным и внеисторическим понятием, а понятием, включающим все расчлененное многообразие своих конкретных исторических определений, которые даются в их развитии, в соответствии с действительным ходом действительного исторического процесса. Здесь по настоящему разрешается у Маркса та познавательная проблема, которую Риккерт счел специфической для человеческой истории - проблема индивидуального и типичного. Маркс, на основании кропотливейшего изучения истории, пришел к понятию экономической структуры общества, являющейся морфологическим принципом всего общественного целого, способа производства, как исторически индивидуального ( и в то же время типичного), как специфической фазы исторического развития. Но индивидуальное, даже малого порядка, нельзя представлять как кан-товскую вещь в себе, без соотнесения к другому, вне связи с другим, вне общественной целокупности.

(cкачать страницу)

Смотреть книгу на libgen

Метод этого перехода-от хаотического представления конкретного к простейше-абстрактному и затем обратно к обогащенной конкретной цело-купности  -  есть метод Маркса,  метод,  который не укладывается в формально-логические и обычные противопоставления индукции и дедукции,  анализа и синтеза,  конкретного и абстрактного.  Поэтому уже понятие общества является у Маркса не пустым абстрактным и внеисторическим понятием,  а понятием,  включающим все расчлененное многообразие своих конкретных исторических определений,  которые даются в их развитии,  в соответствии с действительным ходом действительного исторического процесса.  Здесь по настоящему разрешается у Маркса та познавательная проблема,  которую Риккерт счел специфической для человеческой истории - проблема индивидуального и типичного.  Маркс,  на основании кропотливейшего изучения истории,  пришел к понятию экономической структуры общества,  являющейся морфологическим принципом всего общественного целого,  способа производства,  как исторически индивидуального ( и в то же время типичного),  как специфической фазы исторического развития.  Но индивидуальное,  даже малого порядка,  нельзя представлять как кан-товскую вещь в себе,  без соотнесения к другому,  вне связи с другим,  вне общественной целокупности.