Cтраница 1
Человеческие культуры замечательно разнообразны. Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются от того, что люди Запада считают нормальным. Например, намеренное убийство младенцев или маленьких детей считается на Западе одним из тягчайших преступлений. [1]
Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. [2]
В любой человеческой культуре, отмечает Парсонс, фундаментальное значение имеет коммуникация; ее основой является язык. Таким образом, язык - это первая и важнейшая эволюционная универсалия; нам неизвестны человеческие общества, не обладающие языком. Тремя другими универсалиями, которые обнаруживаются даже в самых ранних формах общественной жизни, являются религия, родственные отношения и технология. Эти четыре универсалии связаны с настолько важными для человеческого общества аспектами, что без них невозможен никакой процесс социальной эволюции. [3]
Но в истории человеческой культуры рецептурные действия в той или иной форме соединяются с теми или иными онтологическими представлениями. [4]
Из всех явлений человеческой культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен по самой своей сути. Его логика, если только он обладает таковой, бросает вызов эмпирико-научному сознанию. [5]
Какое значение имеет язык для человеческой культуры. [6]
В пособии рассматриваются основные типы человеческой культуры, начиная с ее зарождения. Китайская культура, внесшая в копилку мировой истории особый взгляд на окружающий мир, тесно связанный не столько с логическим, сколько с этическим и эстетическим его восприятием, уважительное отношение к традициям и истории. [7]
История письма, будучи историей человеческой культуры, занимает особое место в общей картине развития цивилизации. Письмо не только средство накопления, хранения и передачи знаний, способное преодолеть пространство и время. Благодаря письму мысли, идеи, знания, вся духовная, умственная жизнь человека не умирает вместе с ним, а делается достоянием последующих поколений. [8]
Фашизм преследует всякие прогрессивные явления человеческой культуры. [9]
Сознание обращается в область глубинных пластов человеческой культуры, ищет в символике древних культур следы ответов на вопросы дня. Данный прием не является новым, уже Конфуций и его школа издали достаточно глубокое учение о языке и опасности несоответствия ( название, имя одновременно несло на себе печать принимаемого решения), Лейбниц изложил конкретную и развернутую систему признаков и свойств, характеризующих болезни языка. [10]
Мы считаем экспериментальный диалог неотъемлемым достижением человеческой культуры. Он дает гарантию того, что при исследовании человеком природы последняя выступает как нечто независимо существующее. Сколь бы отрывочно ни говорила природа в отведенных ей экспериментом рамках, высказавшись однажды, она не берет своих слов назад: природа никогда не лжет. [11]
Мы считаем экспериментальный диалог неотъемлемым достижением человеческой культуры. Он дает гарантию того, что при исследовании человеком природы последняя выступает как нечто независимо существующее. Экспериментальный метод служит основой коммуникабельной и воспроизводимой природы научных результатов. Сколь бы отрывочно ни говорила природа в отведенных ей экспериментом рамках, высказавшись однажды, она не берет своих слов назад: природа ни-жогда не лжет. [12]
Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности. [13]
Мысли о бытии - своего рода взлет человеческой культуры, ее столь же чудесное, сколь и неизбежное восхождение к самым высоким, но отнюдь не отвлеченным абстракциям. И нередко религия или литература прикасаются к бытийственным изменениям мира трепетнее, проникновеннее, торжественнее и трагичнее, чем иная философия. Однако именно философия занимается темой бытия специально и профессионально. Конечно, не каждый философ и не каждое философское учение обращаются к бытийной проблематике. [14]
Тем не менее на протяжении всей истории человеческой культуры социально-классовое деление было вторичным, формировалось в рамках тех основных социокультурных структур, которые связаны с цивилизаци-онными и национальными типами регуляции. Даже в условиях стабильного экономического развития и интенсивной миграции населения социальные груг: пы в основном сохраняют свою конфессиональную или национальную принадлежность. Хотя классовые интересы, несомненно, проявляются и в культурной регуляции, для культуры в целом преобладающее значение имеет совокупная жизнь общества, претворяющаяся в национальных и цивилизационных формах. [15]