Cтраница 1
Физический практикум ставит своей целью помочь студентам глубже познакомиться с законами физики и приобрести необходимые навыки проведения эксперимента. [1]
Физический практикум помогает студентам глубже и подробнее ознакомиться с некоторыми физическими явлениями и с наиболее важными физическими приборами, а также овладеть основными методами точных физических измерений. Практикум является введением в дальнейшую самостоятельную работу. [2]
Цель физического практикума заключается в том, чтобы научить правильно измерять числовые значения физических величин и правильно сопоставлять их с формулами. Эта простая на первый взгляд задача оказывается на самом деле далеко не простой. [3]
В физических практикумах университета и высших технических учебных заведений студенты проводят измерения различных физических величин. [4]
Уже при прохождении физического практикума студенты, выполняя лабораторные работы, пользуются методом наименьших квадратов и определяют средне-квадратичную ошибку измерений. Ряд кафедр теории механизмов и машин при проведении некоторых лабораторных работ использует такую практику. Поскольку целесообразность проведения эксперимента с анализом ошибок очевидна, в первой главе предлагаемого пособия приведены краткие сведения по методам приближенных вычислений, а в формах бланков для вычисления ошибок измерений отведены специальные SiecTa. В приложении даны таблицы, необходимые для определения вспомогательных величин. [5]
В процессе проведения физического практикума необходимо научить студента творчески подходить к исследовательской работе, правильно выбирать методику эксперимента и измерительные приборы. [6]
Пособие является второй частью типового физического практикума для вузов. В нем содержатся описания лабораторных работ по разделу курса физики Электричество и магнетизм на основе оборудования, созданного ВНПО Союз-прибор и выпускаемого серийно. В каждой работе кратко изложена методика выполнения работы, даны основы теории исследуемых явлений, приведено описание установки, и имеются контрольные вопросы для самопроверки. [7]
Первое занятие в лаборатории физического практикума на первом курсе обычно посвящается вопросу обработки результатов измерений. Преподаватель рассказывает о теории ошибок и методике их расчета. Сообщать об этом в лекции для потока, конечно, по времени экономнее, однако на занятии с группой можно предложить студентам конкретные примеры для самостоятельной работы, которую они выполняют под руководством преподавателя. [8]
Каждая из лабораторных работ физического практикума посвящена изучению определенного физического явления, измерению той или иной величины, характеризующей данное явление или свойства тела, воспрои вс-дению опытов по установлению основных законов природы. Как правило, всякое такое исследование состоит из одного или нескольких измерений. [9]
Несмотря на очевидную важность специальных физических практикумов, в отечественной учебной литературе почти полностью отсутствуют соответствующие учебные пособия. В 1945 г. сотрудники физического факультета МГУ создали специальный физический практикум ( в двух томах), который был посвящен наиболее важным разделам физики. [10]
Издано немало пособий по физическому практикуму для вузов как отечественных, так и зарубежных авторов. [11]
Для оформления отчетов по физическому практикуму необходимо иметь или специальный журнал экспериментальной работы, или специальные бланки для каждой работы отдельно. [12]
В пособии обобщен опыт создания современного лабораторного физического практикума двух советских вузов и четырех вузов социалистических стран: Ленинградского электротехнического института. Работы охватывают все части курса физики, читаемого в технических вузах. Особенностью пособия является включение элементов научного исследования в выполнение работ. [13]
Невозможность осуществления фронтального метода заставляет авторов физических практикумов в том или ином объеме давать теоретические введения к каждой работе. В настоящем Руководстве теоретические введения систематизированы и предпосланы каждой главе, сбъединяющей работы, относящиеся к определенному разделу физики. Избежав, таким образом, повторений, авторы получили возможность подробнее, чем это обычно принято, изложить некоторые принципиальные теоретические вопросы, что не исключает, конечно, необходимости работать с учебником. [14]
Таким образом, по мере выполнения физического практикума постепенно вырабатываются навыки, необходимые в дальнейшем при проведении исследовательских работ. Для закрепления этих навыков нужен более тесный контакт в работе между кафедрой экспериментальной физики и специальными кафедрами, проводящими лабораторные практикумы на старших курсах. [15]