Cтраница 1
Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите. [1]
Задача оратора в агитационной речи состоит в том, чтобы убедить своих слушателей мыслить и действовать определенным образом. Сам оратор, его действия, его слова - все помогает или, наоборот, мешает решению этой задачи. Логические и психологические доводы - частные средства, объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели - вызвать соответствующий отклик у слушателя. [2]
Построение главной части агитационной речи нередко соответствует тому или иному плану из рекомендованных нами для информационных речей в главе X. Но обычно один из планов, подлежащих обсуждению далее, окажется наиболее целесообразным в отношении воздействия, причем планы не являются взаимоисключающими и меют только ориентировочный характер. Некоторые другие виды построений могут иногда оказаться самыим лучшими. Главное - составить себе ясный план, ведущий к цели в данном конкретном случае. [3]
Теоретическими рассуждениями или агитационными речами, указывал Ленин, убедить середняка нельзя - для этого ему нужен собственный опыт. [4]
К сожалению, статистика в агитационных речах становится объектам ошибочного или злостного применения. Во-первых, велик соблазн приводить только данные, говорящие в пользу поставленной оратором цели и оставлять без внимания все остальные. Во-вторых, ( большинство статистических данных допускает различные толкования, ввиду чего может всегда служить интересам оратора. [5]
Статистика имеет важное значение как доказательство в агитационных речах, поскольку в последних затрагиваются сложные социальные и экономические вопросы. Статистические данные довольно убедительны я часто приводятся вместе с примерами; это делает речь более доходчивой и конкретной. [6]
Умозаключения о причинной зависимости более всего необходимы в агитационных речах, но и во многих речах информационного характера тоже можно встретиться с вопросами о причинах и следствиях, и оратору приходится их описывать, объяснять, перечислять. Например, он ставит себе цель объяснить вредные для здоровья результаты перегрева на солнце и каждому из них посвятить особый раздел. Или он сначала описывает следствие и затем указывает причину или ряд причин, как видно из приводимого ниже примера. [7]
Тем не менее перечень мотивов, составленный для применения в агитационных речах, окажется небесполезным. Каждый из этих мотивов имеет, разумеется, свою противоположность. Желание поступать честно, например, можно возбудить, вызвав отвращение к бесчестному поведению. Стремление к физическому благополучию возникает в результате изображения страданий, обусловленных слабым здоровьем. [8]
Приводимый здесь образец развития - один из наиболее важных и обычных в агитационной речи. Выражения удовлетворить потребность и решить проблемы часто встречаются в характеристике плана данного вида. Когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им, вы должны суметь доказать, 1) что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтоб проблема была решена. Если вы отстаиваете перемены, вам следует доказать, 2) что они удовлетворяют назревшую потребность, ликвидируют зло или решат проблему. Обычно, если вы противостоите предлагаемым изменениям, вы должны доказать, что они не удовлетворят потребности, не исправят зла или не решат вопроса. [9]
Четыре цели, свойственные заключению информационной речи, в одинаковой мере уместны и в заключении агитационной речи. [10]
Наоборот, всякое установление связей между фактами, ведущее к заключению ( и поэтому каждый раздел агитационной речи), представляет логическое рассуждение. Суть в том, что некоторые планы по своей общей структуре совпадают с формой единого логического процесса, в то время как другие включают сочетания различных видов рассуждении. [11]
Как будет видно при обсуждении методов логической мотивировки в главе XI, значительная часть обоснований в агитационной речи представляет доводы, исходящие из аксиоматического или принципиального положения; дело обстоит именно так и не иначе, поскольку данная оценка совпадает с совокупностью везде и всюду признаваемых истин. Более того, такие истины не всегда приводятся; они считаются совер. Здесь оратор исходит из молчаливо признаваемого принципа, что демократический образ действий лучше при всех условиях. [12]
На виду всего мира, констатируя этот факт в своей программе, мы факел социальной революции поднимаем не в смысле только агитационной речи, - поднимаем, как новую программу, говоря всем народам Западной Европы: Вот то, что мы с вами вынесли из опыта капиталистического развития. Вот каков был капитализм, вот как он пришел к империализму, и вот та эра социальной революции, которая начинается и в которой первая роль по времени выпала на нашу долю. Мы выступим перед всеми цивилизованными странами с этим манифестом, который не будет только горячим призывом, который будет абсолютно точно обоснованным, получающимся из фактов, всеми социалистическими партиями признаваемых. Тем яснее будет противоречие между тактикой этих партий, теперь изменивших социализму, и теми теоретическими предпосылками, которые все мы разделяем, которые в плоть и кровь каждого сознательного рабочего перешли: развитие капитализма и переход его в империализм. Мы должны поэтому это основное повторить, чтобы тем яснее показать трудящимся массам Западной Европы, в чем обвиняют их руководителей. [13]
Вступительные стадии, планирование главной части и заключения будут подвергнуты детальному обсуждению в главе X о плане информационной речи и в главе XII о плане агитационной речи. Здесь мы заняты только вопросами конспекта. [14]
Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к - каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы - все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь. В агитационной речи приходится иметь дело не только с фактами и мнениями, но и с вопросами, затрагивающими поведение и порой глубоко затаенные желания слушателей. Поэтому ключ успеха в том, насколько приемлемы ваши идеи, планы и методы. Решение вопроса, на каком совете из изложенных в данной главе следует остановиться в каждом отдельном случае, зависит не от первого впечатления, не от того, как хорошо он выглядит на бумаге, а от того, поможет ли данный совет завоевать внимание и покорить сердца слушателей. Развивая аргументацию, не забывайте, что избранные вами приемы должны вызвать чувство уважения к вам и удовлетворить все требования пытливой критики слушателя по окончании речи. [15]