Cтраница 1
Социальные факты ( ценности и нормы), как воплощение коллективного сознания, становятся рычагами социальной регуляции. Совокупность социальных фактов - вещей составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы. [1]
Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции. [2]
Социальный факт не может определяться своей распространенностью в обществе. Отличительные признаки социального факта: 1) его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям; 2) принудительное воздействие, которое он оказывает или способен оказывать на те же сознания. [3]
Социальные факты, рассматриваемые как вещи. Как этот принцип управляет методом в целом. [4]
Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием и принудительной силой по отношению к индивидам. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне - и надындивидуальная реальность. [5]
Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне - и надиндивидуальная реальность. [6]
Социальные факты становятся объектами исследований только тогда, когда они выражаются в социальных терминах. [7]
Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. [8]
Такие социальные факты Дюркгейм считает предметной областью социологии. [9]
Понятие социальный факт было введено в социологию Эмилем Дю ркгеймом [82] - классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества ( например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидное социально-культурное значение. [10]
Понятие социальный факт может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию. Единичный факт или малая совокупность таких фактов должны быть истолкованы в многообразии их социальных значений, должны быть подвергнуты качественному анализу ( см. об этом в гл. Такой анализ предполагает, во-первых, определение многообразных значений наблюдаемого события в его, многообразных связях. Во-вторых, интерпретация факта может быть предложена с позиций разных теоретических и концептуальных подходов. В-третьих, следует установить ( и это предполагает переход к изучению на большой статистике), насколько данное событие или события типичны, выражают массовую тенденцию или, напротив, нетипичны, но могут свидетельствовать о существенных особенностях возможных изменений в будущем. [11]
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и социальные институты отождествляются в этой парадигме с понятием реальных вещей. [12]
Парадигма социальных фактов интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий. Парадигма социальных дефиниций исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодо-логии. Парадигма социального поведения трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена. [13]
Парадигма социального факта сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Дюркгейм считал, что социальные факты представляют собой элементы действительности, которые не зависят от индивидов. [14]
Научно обсуждать социальные факты - дело столь необычное, что некоторые положения этой книги рискуют удивить читателя. Однако если есть наука об обществах, то она, надо ожидать, должна быть не простым перепевом традиционных предрассудков, а должна показать нам вещи в ином виде, чем они представляются непосвященному. Всякая наука стремится к открытиям, а всякое открытие расшатывает в известной мере установившиеся мнения. Следовательно, если не приписывать житейскому здравому смыслу такой авторитет в социологии, каким он давно уже не пользуется в других науках ( а неизвестно, откуда бы этому авторитету вообще взяться), то ученый должен бесповоротно решиться не пугаться тех выводов, к которым приводят его исследования, если последние проводились методически правильно. Если поиск парадоксов - дело софиста, то бегство от них, когда они навязываются фактами, есть доказательство ума трусливого или не верящего в науку. [15]