Cтраница 1
Циклизм особенно наглядно проявлялся в развитии стран как древнего, так и средневекового Востока. Его не могли не заметить и люди, которые по роду своей деятельности были далеки от науки. [1]
Идея исторического циклизма существовала давно. Как уже указывалось, она присутствует во Всеобщей истории Полибия. Но последний имел в виду не социо-исторические организмы, взятые сами по себе, а только формы их государственного устройства. [2]
Различные представители циклизма по-разному определяли g; жизненный субстрат культуры, по-разному описывали фазы ее су - ществования, по-разному классифицировали и распределяли g живые и умершие культуры. Россия и Европа, впервые изданной в 1871 году, говорил § о культурно-исторических типах, выделяя десять типов: египет - § ский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский или древне сЗ семитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, з: новосемитский или аравийский, германо-романский или европей-i ский [ 23, с. Каждый их этих культурно-исторических типов, § или цивилизаций, имеет свою собственную историю, и нельзя го - Ц ворить об общей или универсальной истории человечества. Когда мы обсуждаем вопросы древней, средней или новой истории, мы обычно подразумеваем историю Европы. На самом деле каждый из культурно-исторических типов имеет свою собственную древнюю, среднюю и новую историю, причем некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных ступенях развития. [3]
Вико идея циклизма совмещается с идеей поступательного развития. [4]
Из числа современных мыслителей прямо объявлял себя последователем О. Сорокин, который уже был упомянут как приверженец циклизма. [5]
В свете этого важнейшим становится вопрос о характере отношений между двумя типами вертикальных связей: межстадиальными и межсоциориыми. Необходимо выявление того, как может сочетаться и сочетается смена стадий всемирно-исторического развития со сменой, с заменой одних социоисторических организмов и их систем другими, как может совмещаться возникновение, расцвет и гибель отдельных конкретных обществ с поступательным развитием человеческого общества, циклизм в развитии отдельных обществ с прогрессом человечества. [6]
Хотя в литературе часто утверждается, что в античной историографии чуть ли не господствовала теория исторического круговорота, согласиться с этим вряд ли возможно. Конечно, идея циклизма в античной мысли присутствовала. [7]
А характерной особенностью развития древневосточных обществ был циклизм - чередование периодов их расцвета и упадка, а то и просто гибели. [8]
Тойнби, Л.Н. Гумилева выделенные ими социальные единицы ( культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы, суперэтносы) возникают, расцветают и с неизбежностью погибают. На этом основании их объединяют с построениями Ибн Халдуна и Дж. Вико и характеризуют все эти теории как концепции исторического циклизма, или исторического круговорота. Формальные основания для этого, безусловно, имеются. Однако между внешне сходными построениями тех и других существует принципиальное различие. [9]
Во-первых, эти теории жестко противопоставлялись идее общественного прогресса, хотя при более тщательном анализе обнаруживается, что на всем протяжении развития социальной философии теории круговорота в различных вариантах включали в себя эту идею, и это вполне логично, ибо цикл есть сопряжение восходящей и нисходящей ветвей развития. Во-вторых, возникновение циклических теорий несколько прямолинейно коррелировалось в литературе с политическими симпатиями и эмоциями их авторов, а также морально-психологической атмосферой соответствующего времени. Бесспорно, указанные факторы накладывают определенный отпечаток на любое творчество, но нельзя упускать главное: теории циклизма отражают определенные стороны объективной социальной динамики и появление их на разных исторических этапах указывает на существенный характер этих сторон. В-третьих, несколько преувеличивалась метафизичность этих концепций, забывалось, что в определенных пределах метафизический подход является правомерным и даже необходимым. [10]
История человечества, таким образом, полиостю раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, есть совокупность множества циклов. Поэтому такой подход к истории с полным основанием можно назвать не просто плюралистическим, а плюралъно-циклическим. Исторический плюрализм неизбежно включает в себя циклизм. [11]