Cтраница 2
Рабочее пространство оператора следует проектировать на основе данных динамической антропометрии, которые устанавливаются: 1) методом моделирования конструкции рабочего места в натуральную величину и опробования на различных группах людей; 2) методом манекенов, предполагающим использование плоских моделей в масштабе 1: 5 или 1: 10, снабженных шарнирами; 3) методом наложения на чертежи проектируемых систем и схем так называемых нормальных и максимальных рабочих зон. [16]
Разработаны рекомендации по улучшению условий труда машинистов строительных машин ( бульдозеров, погрузчиков, скреперов) и рекомендации по улучшению конструкции рабочего места ( кабин) указанных строительных машин. [17]
Рабочая поза машиниста агрегата ЗПА. [18] |
Проектирование техники, ее структуры, функций и предметно-пространственной среды, в которой человек-оператор работает, должно осуществляться на основе данных динамической антропометрии, устанавливаемых: 1) методом моделирования конструкции рабочего места в натуральную величину и опробования его на различных группах людей; 2) методом манекенов, предполагающим использование плоских моделей, снабженных шарнирами, в масштабе 1: 5, 1: 10; 3) методом наложения на чертежи проектируемых схем так называемых нормальных рабочих зон. [19]
Основным фактором, приводящим к аварийности и травматизму, является человеческий фактор ( ЧФ), а именно: недостаточная отработка навыков действий работающих в нестандартных ситуациях, их неумение правильно оценивать информацию и недостаточная технологическая дисциплинированность; низкое качество конструкции рабочих мест. Дополнительными факторами являются невысокие надежность и эргономичность оборудования, несовершенство отбора и подготовки эксплуатирующего его персонала, некачественная организация труда и дис-комфортность рабочей среды. [20]
Из сказанного следует, что использование информации, обобщаемой эргономической контрольной картой, позволяет: 1) упростить анализ условий труда, выработать основу для комплексного повышения его эффективности и безопасности; 2) структуризовать различную информацию в виде, пригодном для использования ее специалистами разного профиля, отвечающими за конструкцию рабочих мест; 3) разработать эргономические рекомендации, рациональные и пригодные для практической реализации; 4) использовать основные результаты эргономического анализа на стадии разработки конструкций рабочих мест и профессий. [21]
Из сказанного следует, что использование информации, обобщаемой эргономической контрольной картой, позволяет: 1) упростить анализ условий труда, выработать основу для комплексного повышения его эффективности и безопасности; 2) структуризовать различную информацию в виде, пригодном для использования ее специалистами разного профиля, отвечающими за конструкцию рабочих мест; 3) разработать эргономические рекомендации, рациональные и пригодные для практической реализации; 4) использовать основные результаты эргономического анализа на стадии разработки конструкций рабочих мест и профессий. [22]
При работе ЭВМ возникают отказы, вызванные неправильным учетом психологических и физиологических возможностей человека на этапе проектирования. Это обычно приводит1 к неоптимальной конструкции рабочего места оператора, что требует выполнения сложных движений рук и ног человека при недостаточном объеме информации, поступающей от пульта управления ЭВМ. [23]
Одно из направлений совершенствования обучающих машин связано с обеспечением возможности коллективной работы учащихся. За исключением некоторых тренажеров, конструкция рабочего места учащегося не предусматривает необходимости совместной деятельности с определенным разделением ролей ее участников. [24]
Зоны зрительного наблюдения. [25] |
Для обозначения функционального назначения органов управления применяют надписи и символы. Располагать их следует на элементах конструкции рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на их приводных элементах. [26]
Инженер-технолог, участвуя в разработке технического проекта отрабатывает конструкцию на технологичность, добиваясь наилучших значений ее показателей. Художник-конструктор проводит окончательную компоновку машины, прорабатывает конструкцию рабочих мест, средств обеспечения условий обитаемости. Патентными исследованиями обосновывается возможность использования технических решений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, проверяются на патентоспособность вновь создаваемые конструкции, оформляются заявки на изобретения. [27]
Комплексный метод позволяет обстоятельно анализировать связь показателей травматизма среди каждой операторской группы с возрастом, стажем, образованием. Это представляет возможность более четко определить пробелы в конструкции рабочего места, профессиональной подготовке, разработать и внедрить эффективные профилактические меры. [28]
Обширные эргономические исследования, выполненные на объектах нефтяной и газовой промышленности [55-71], показали, что не все эти основополагающие требования реализуются на практике. Установлено, например, что расположение панелей пультов управления, конструкция рабочего места оператора по добыче нефти и газа в операторских помещениях ГНСП выполнены нерационально. Так, во многих ГНСП оператор в нормальном положении сидит спиной к панели пульта. Многократное повторение этой операции в течение смены чрезмерно нагружает отдельные группы мышц ( шеи, спины), способствует развитию утомления. [29]
При этом исходят из того, что ансамбль способностей, возможностей и свойств человека, который проявляется в конкретном виде целенаправленного труда, предопределен структурой выполняемой работы, свойствами техники и окружающей среды. В человеко-машинной системе этот ансамбль определяется эргономическими характеристиками, динамической структурой, составом компонентов, свойствами техники, внешними и внутренними средствами деятельности человека, конструкцией рабочего места, количеством, формой, размерами и расположением средств управления и индикации, антропометрическими, биомеханическими, психофизиологическими, информационными нагрузками, рабочим пространством и другими факторами. [30]