Cтраница 2
В 1700 году и немного позднее многие моряки китобойных судов рассказывали об аборигенах островов Южного моря, которые раньше не видели ни белых людей, ни трехпалубных китобойных судов. Хотя корабельные вахтенные утверждали, что их корабли, и, соответственно, белые моряки неоднократно появлялись в водах Южного моря вблизи островов. В конце концов было обнаружено, что местное население было совершенно слепо к этим огромным кораблям, хотя они плавали у них под самым носом. Местные обнаружили присутствие незваных гостей только тогда, когда корабль спустил на воду лодки, которые были привычны восприятию аборигенов. До того момента, пока лодки не коснулись воды, они не видели ничего - большие корабли бросали якоря н заливе прямо у них под носом, но не принадлежали к реальности, которую они могли бы узнать. [16]
Перечисление этих ритуалов и немногие приведенные выше примеры, показывающие обрядовую сторону религии австралийских аборигенов, дает представление о некоторых универсальных формах религиозной обрядности. Это запрет на прием пищи ( зародыш поста), существование изолированного места для отправления обрядов ( храм), поедание тела тотема ( причастие) и многие другие. [17]
Бурение - сверление в древнем мире. Вавилонский бог огня ( бронза, две зарисовки из Мексики ( музей Оксфордского университета, древнеиндийский бур. [18] |
Древние - художники Мексики, подобно египтянам, оставили нам многочисленные изображения операции сверления в хозяйстве аборигенов Америки. Судя по зарисовке размеры отверстия весьма внушительны. [19]
Примеры таких ранних образов племенных богов, еще не ставших объектами развернутого общеплеменного культа, представляют у аборигенов Юго-Вост. [20]
Фрезер предложил следующее объяснение феномена кроскузенного брака ( запрет прямого брака и разрешение перекрестного брака) у австралийских аборигенов: не имея возможности предоставить равноценный по значимости эквивалент за женщину-работницу, хранительницу очага ( женщина была главным богатством, самым ценным ресурсом), туземец был обязан отдать в качестве компенсации свою сестру или дочь. [21]
Карр утверждает, что большинство австралийских племен ведет счет парами И это для них настолько привычно, что абориген едва ли обратит внимание, если из ряда, состоящего из семи бцлавок, удалить две; но он немедленно заметит исчезновение одной булавки. [22]
Соотнесенность с социальной системой выражается прежде всего в социальном содержании религиозных символов: животное-тотем и клан отождествляются в сознании австралийского аборигена. Участники ритуала действительно ощущают себя мифическими символическими существами, действия которых они воспроизводят в ритуале. И еще один уровень соотнесенности религии с социальностью заключается в том, что первичная функция религиозного ритуала состоит в формировании и укреплении солидарности, в основе которой лежит общий код ритуального символизма. Ни один предмет в ритуале не является самим собой, он всегда выступает как символ чего-то другого; все операции с предметами в ритуале есть операции с символами, совершающиеся по установленным правилам и имеющие значение для тех реальных предметов, символами которых они являются. Так, жертвоприношение коня в ведическом ритуале5 моделирует практически весь космос, так как каждой части жертвенного животного соответствует какой-то определенный мировой феномен ( Голова жертвенной лошади суть заря, глаз - солнце, дыхание - ветер, ухо - луна, ноги - части света... Весь космос возникает вновь ежегодно из этого приносимого в жертву коня, мир творится заново в ходе обряда. [23]
Специфика развития биологического метода защиты растений в СССР заключается прежде всего в том, что основные вредные виды являются аборигенами. У них исторически сложились определенные взаимоотношения с паразитическими организмами. Географическое, экологическое, ботаническое и агрохозяйственное разнообразие нашей страны позволяет сосредоточить главное внимание на изучении естественных ресурсов и на использовании отечественных знтомо-фагов. [24]
Здесь намечены лишь общие аналогии; разумеется, смысл этих, достаточно сложных социальных явлений нечьзя напрямую отождествлять с ритуалами австралийских аборигенов. [25]
В соответствии с общей линией на индустриальный прогресс в 50 - е - 60 - е гг. было произведено укрупнение поселков аборигенов. [26]
Религиозно-символическая система на примитивном уровне характеризуется Леви-Брюлем как мир мифов ( le monde mythique), а Стэннер использует прямой перевод слова австралийских аборигенов, обозначающего это понятие как мечтание или сновидение наяву. Последнее - это время вне времени, или, по выражению Стэннера, время, населенное фигурами предков, полузверей-полулюдей. Хотя они нередко приобретают героические черты, наделяются способностями, превышающими способности обычных людей, и считаются прародителями и творцами многих вещей в мире, они однако, не являются богами - им не приписывается власть над мирозданием, и они не становятся объектом поклонения. [27]
В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломать и сделать из аборигенов русских. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приближались к якутам, чем якуты к ним. [28]
В Элементарных формах религиозной жизни, этой последней и во многом обобщающей своей работе, Дюркгейм занят разработкой трех взаимосвязанных тем разного уровня: общей теории общества, в которой религии как интегрирующему социальную жизнь фактору принадлежит центральное место; специальной, в рамках собственно социологии религии теории, объясняющей появление религиозных представлений; и в рамках этнологии религии - теории, объясняющей собственно религию австралийских аборигенов. [29]
У коренных жителей резервации Суглук в северном Квебеке было установлено очень высокое содержание свинца в крови. Главную пищу аборигенов составляет здесь китовый и тюлений жир. [30]