Cтраница 2
Лимиты проектно-изыскательских работ должны выделяться при нормативной продолжительности строительства свыше двух лет н первую очередь строительства. В случае нецелесообразности выделения очереди строительства лимиты выделяются в целом на предприятие при наличии разрешения, сообщенного финансирующему уч реждению банка вышестоящей конторой банка. [16]
ССУДЫ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ выдаются Госбанком и Стройбанком предприятиям, организациям и учреждениям для обеспечения своевременных расчетов с рабочими и служащими, если к моменту выплаты зарплаты у предприятия отсутствуют необходимые для этого средства на расчетном счете. Предприятиям, подрядно-строительным организациям и совхозам ссуды выдаются по ходатайствам и под гарантию их вышестоящих организаций ( совнархозов, мин-в, ведомств и управлений местной пром-сти) и с разрешения конторы банка. Хорошо работающие предприятия получают ссуды на основании своего ходатайства независимо от наличия у них про-ероченной задолженности банку и без гарантии вышестоящих организаций. Ссуды выда-1 ются на срок не св. Доля таких ссуд в общей сумме кредитов Госбанка незначительна: на 1 янв. [17]
Предприятия ( организации) союзного подчинения, а также подрядные организации республиканского и местного подчинения, выполняющие работы на стройках, включенных в утвержденный пр-вом титульный список, могут быть объявлены неплатежеспособными председателем Правления банка, а предприятия и подрядные организации ( кроме указанных выше), подчиненные республиканским мин-вам и местным хозяйственным органам, - управляющим конторой банка. Предприятия объявляются неплатежеспособными через 15 дней ( подрядные организации через месяц) после извещения об этом банком министра или руководителя вышестоящей хозяйственной организации. К таким предприятиям банкам дано право устанавливать след, санкции дополнительно к санкциям, применяемым при особом режиме кредитования и расчетов: прекращать кредитование по всем видам ссуд; не выдавать во внеочередном порядке денег с расчетного счета на неотложные нужды, а подрядным организациям сокращать суммы выдаваемых средств на эти цели ( по сравнению с размерами, установленными действующими правилами); все денежные поступления на расчетный счет направлять прежде всего на оплату задолженности по зарплате, расчеты с бюджетом, оплату просроченных счетов поставщиков, на погашение задолженности банкам по просроченным и срочным ссудам; исключать предприятие из состава участников расчетов, основанных на зачете взаимных требований. [18]
Подобные системы организации групп помещений вокруг обширного пространственного ядра, сложно сформированного, насыщенного контрастами, возникают и как проявление новой монументальности в престижных постройках крупных банков или административных зданий. Они впечатляют не подавляющими массивами материала, а громадностью пространства, в котором возникает как бы свой замкнутый мир. Характерны здания конторы лондонского банка в Буэнос-Айресе ( 1966 г., арх. [19]
Городские управления контор по этой же операции кредитуют счет Кассы, но дебетуют непосредственно счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям. Изъятые из обращения банковские, казначейские билеты и монету отделения и городские управления зачисляют на счег Резервных фондов в хранилищах. Суммы полученных дебетовых авизо конторы банка зачисляют на счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям и, кроме того, отражают их на внебалансовом счете Резервных фондов, находящихся в конторе и ее учреждениях. О количестве изъятых из обращения денег конторы банка союзных республик сообщают по телеграфу Управлению эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка. Сумма телеграфных авизо отражается на счетах Денежных билетов и монеты, выпущенных в обращение. Одновременно для учета вложенных в резервные фонды денег Управление отражает их по счету Резервных фондов, находящихся во всех учреждениях Госбанка. [20]
Строительство и расширение предприятий местной пром-сти за счет долгосрочного кредита производятся сверх плана капитальных работ; кредит предоставляется при условии, если соответствующие затраты не предусмотрены планами финансирования капитальных вложений. Вопрос о строительстве и расширении предприятий за счет банковского кредита решается при затратах до 20 тыс. руб. районными и городскими исполкомами Советов депутатов трудящихся, при затратах от 20 до 100 тыс. руб. - областными и краевыми исполкомами или Советами Министров автономных республик, а при затратах от 100 до 200 тыс. руб. - Советами Министров союзных республик. Кредит в размере до 100 тыс. руб. на одно предприятие разрешают областные, краевые и республиканские ( в АССР) конторы банка по ходатайствам исполкомов областных или краевых Советов депутатов трудящихся либо Советов Министров автономных республик, а от 100 до 200 тыс. руб. на одно предприятие - республиканские конторы ( в союзных республиках) по ходатайствам Советов Министров этих республик. Источником погашения кредита является прибыль расширяемого или вновь организуемого прриз-ва и лишь при недостаточности ее, в отдельных случаях, предусмотренных при выдаче ссуд, - также прибыль др. предприятий местной пром-сти. [21]
Учреждения банка проверяют целевое использование средств как при их выдаче, так и путем анализа отчетности и обследований на месте, контролируют использование и погашение кредитов в установленные сроки; выявляя факты расходования ссуд не по назначению, они приостанавливают кредитование, а неправильно использованные средства взыскивают досрочно. Если запроектированное мероприятие не осуществлено к установленному при выдаче ссуды предельному сроку ее использования, то дальнейшее кредитование прекращается. Органы, по решению к-рых производится строительство или расширение предприятий за счет банковских кредитов, должны принимать меры, обеспечивающие ускорение строительства. По ходатайствам этих органов конторы банка могут продлить срок использования кредитов на 3 месяца; продление сверх этого срока разрешается Правлением банка на основании ходатайств Советов Министров союзных республик. [22]
Городские управления контор по этой же операции кредитуют счет Кассы, но дебетуют непосредственно счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям. Изъятые из обращения банковские, казначейские билеты и монету отделения и городские управления зачисляют на счег Резервных фондов в хранилищах. Суммы полученных дебетовых авизо конторы банка зачисляют на счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям и, кроме того, отражают их на внебалансовом счете Резервных фондов, находящихся в конторе и ее учреждениях. О количестве изъятых из обращения денег конторы банка союзных республик сообщают по телеграфу Управлению эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка. Сумма телеграфных авизо отражается на счетах Денежных билетов и монеты, выпущенных в обращение. Одновременно для учета вложенных в резервные фонды денег Управление отражает их по счету Резервных фондов, находящихся во всех учреждениях Госбанка. [23]
Выдается на основании телеграфных заявок. Отделение Госбанка при недостатке денег в оборотной кассе для расходных операций обязано принять все меры для обеспечения предстоящих платежей. Лишь после этого оно может обратиться к конторе банка с заявкой на подкрепление своей оборотной кассы. Разрешения для контор действительны в течение трех рабочих дней, а для отделений и городских управлений контор - в течение двух рабочих дней. Разрешения, выданные конторой в декабре, но полученные в январе нового года, аннулируются. [24]
Как было сказано выше ( см. главу IV), после подавления польского восстания 1863 - 1864 гг. царское правительство провело ряд мер, направленных на инкорпорацию Польши в составе Российской империи. В 80 - е годы царизм повел активную политику обрусения Польши. Был принят ряд мер и по экономической интеграции Польши в составе России: как, например, упразднение в 1885 г. Польского банка, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, и прекращение в обращении польской монеты. [25]
Основной кредитный орган управления - Государственный банк СССР, выполняющий многообразные функции и являющийся единым эмиссионным, кредитным и расчетным центром страны. Роль Госбанка в социалистической экономике исключительно велика. По масштабу деятельности и разветвленности сети он является самым крупным банком мира. На территории Советского Союза функционирует более 4200 учреждений Госбанка. Важным звеном являются отделения, расположенные в районных центрах республик, краев, областей, а также в районах крупных городов. Работой отделений руководят конторы банка, находящиеся в столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах. Кроме того, имеются приходные кассы и агентства. Все эти учреждения представляют собой единую систему, во главе которой стоит Правление Госбанка СССР. [26]
МОНЕТЫ осуществляется учреждениями Госбанка СССР на внебалансовых счетах. В отделениях и городских управлениях контор Госбанка учет ведется по счету Резервных фондов в хранилищах. Приход этого счета отражает суммы билетов и монеты, поступающие от Гознака и из фондов др. учреждений Госбанка, а также перечисляемые ими деньги из оборотной кассы в резервные фонды. По расходу счета проводятся суммы билетов и монеты, отсылаемые для зачисления в фонды др. учреждений Госбанка и перечисляемые по эмиссионным разрешениям из резервных фондов в оборотную кассу. Кроме того, отделения и городские управления контор банка на отдельном счете учитывают суммы денежных билетов и монеты, отосланных в др. учреждения Госбанка; при этом по приходу данного счета проводятся суммы отосланных из фондов годных и ветхих денежных билетов и монеты, а по расходу списываются со счета ранее отправленные деньги, по к-рым поступили подтверждения учреждений банка об их получении. В конторах Госбанка союзных республик учет фондов, находящихся в конторе и ее учреждениях, производится по счету Резервных фондов. В конторах банка краев, областей и автономных республик для фондов, находящихся в субконторе и ее учреждениях, открыты счета Резервных фондов. Управление эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка осуществляет учет фондов, находящихся во всех учреждениях Госбанка, на счете Резервных фондов. Для контроля за движением резервных фондов конторы и Правле-иие учитывают суммы денежных билетов и монеты, пересылаемых по их распоряжениям из резервных фондов одних учреждений банка в фонды др. учреждений банка. Движение фондов отражается на счетах Резервных фондов в пути. [27]
Финансовая работа, связанная с планированием кредитов, также начинается на предприятиях и в хозяйственных организациях. Они определяют потребность в кредитах банка на покрытие временных и сезонных сверхнормативных запасов материальных ценностей, незавершенного произ-ва и на др. цели. Эти заявки рассматриваются в отраслевых управлениях, совнархозах, в соответствующих конторах и Правлении банка. Лимиты кредитования утверждаются Советом Министров СССР. Совнархозы сообщают эти лимиты предприятиям, а конторы Госбанка - отделениям, обслуживающим данные предприятия. Совнархозы и их отраслевые управления контролируют использование банковских кредитов, они могут маневрировать ими по согласованию с конторой банка, если в ходе выполнения планов меняется потребность предприятия в кредитах. Финансовая работа включает также оказание помощи предприятиям и организациям, испытывающим временные финансовые затруднения, а при необходимости и восполнение недостатка их оборотных средств за счет резерва для оказания предприятиям и организациям временной финансовой помощи. [28]
МОНЕТЫ осуществляется учреждениями Госбанка СССР на внебалансовых счетах. В отделениях и городских управлениях контор Госбанка учет ведется по счету Резервных фондов в хранилищах. Приход этого счета отражает суммы билетов и монеты, поступающие от Гознака и из фондов др. учреждений Госбанка, а также перечисляемые ими деньги из оборотной кассы в резервные фонды. По расходу счета проводятся суммы билетов и монеты, отсылаемые для зачисления в фонды др. учреждений Госбанка и перечисляемые по эмиссионным разрешениям из резервных фондов в оборотную кассу. Кроме того, отделения и городские управления контор банка на отдельном счете учитывают суммы денежных билетов и монеты, отосланных в др. учреждения Госбанка; при этом по приходу данного счета проводятся суммы отосланных из фондов годных и ветхих денежных билетов и монеты, а по расходу списываются со счета ранее отправленные деньги, по к-рым поступили подтверждения учреждений банка об их получении. В конторах Госбанка союзных республик учет фондов, находящихся в конторе и ее учреждениях, производится по счету Резервных фондов. В конторах банка краев, областей и автономных республик для фондов, находящихся в субконторе и ее учреждениях, открыты счета Резервных фондов. Управление эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка осуществляет учет фондов, находящихся во всех учреждениях Госбанка, на счете Резервных фондов. Для контроля за движением резервных фондов конторы и Правле-иие учитывают суммы денежных билетов и монеты, пересылаемых по их распоряжениям из резервных фондов одних учреждений банка в фонды др. учреждений банка. Движение фондов отражается на счетах Резервных фондов в пути. [29]
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСБАНКА СССР ПО ЭМИССИОННЫМ ОПЕРАЦИЯМ при званы обеспечить контроль за строгим соблюдением режима ведения эмиссионных операций и за выпуском денег в обращение в соответствии с эмиссионными разрешениями, выдаваемыми в пределах эмиссионного права Правления Госбанка. Выдачу разрешений конторам на перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу Правление банка учитывает на внебалансовом счете. В конторах их учет производится в специальном журнале, на отдельных карточках ( открываемых по каждому разрешению) и на внебалансовом счете Полученные конторой разрешения на перечисление из фондов в оборотную кассу. В пределах этих разрешений конторы устанавливают размер выпуска денег в обращение для подчиненных учреждений банка, зачисляя суммы выданных разрешений на счет Разрешения конторы подчиненным учреждениям на перечисление из фондов в оборотную кассу. Конторы учитывают суммы выданных и использованных разрешений на отдельных лицевых счетах, открытых каждому учреждению банка. При перечислении денег из резервных фондов в оборотную кассу отделения банка дебетуют счет Кассы и кредитуют счет Начальных межфилиальных оборотов, высылая телеграфное кредитовое авизо конторе. Городские управления контор также дебетуют счет Кассы, но кредитуют счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям. Одновременно отделения и городские управления контор списывают выпущенные в обращение денежные билеты и монету в расход по внебалансовому счету Резервных фондов в хранилищах. Конторы банка на суммы полученных кредитных авизо о перечислениях денег из фондов дают ответную проводку по МФО и кредитуют счет Расчетов между учреждениями Госбанка по эмиссионным операциям. В то же время они списывают суммы использованных эмиссионных разрешений с учета, а денежные билеты и монету, выпущенные в обращение, - со счетов Резервных фондов, находящихся в конторе ( или субконторе) и ее учреждениях. В конце каждого дня конторы банка союзных республик сообщают в телеграфных кредитовых авизо Управлению эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка общую сумму выпущенных в обращение денег. [30]