Cтраница 2
Некоторые, вероятно, придерживаются только одной из этих точек зрения, например, религиозной и думают, что все решения, касающиеся морали могут приниматься только на основании этой точки зрения. Другие думают, что необходимо принимать во внимание не одну, а несколько точек зрения, чтобы как следует рассмотреть все важные моральные аспекты какой-либо ситуации. [16]
Управлять можно коллективами и личностью, но личностью мешает управлять индивидуальность, так как индивидуальность определяется не социальной ролью, считают, что поступки определяются в основном подсознательно и лишь 1 / 3 частью - сознанием. Психологические, моральные аспекты при этом приобретают решающую роль. Проблема формирования коллектива - микроструктур, микросоциалогических групп, проверка на социально-психологическую совместимость играют значительную роль. В этом плане следует также отметить проблему правильного сочетания материальных и моральных форм стимулирования. [17]
Революция в науке и технике - подчеркивал в Отчетном докладе XXV съезду КПСС Леонид Ильич Брежнев - требует... В ьтих словах - высокая оценка роли ученых, заставляющая еще и еще раз задуматься о нашей ответственности перед партией, страной, народом. И не только задуматься, моральные аспекты ответственности ученого должны быть подкреплены соответственными формами, позволяющими оценивать качество исследований и эффективность работы научных организаций. [18]
Действовать исходя из интереса, как часто голословно утверждают, - значит поступать эгоистично. Это ставит изменчивые желания выше преданности неколебимому нравственному закону. Ложное представление об интересе, лежащее в основе данного противопоставления, мы уже обсуждали ( см. гл. X), а теперь рассмотрим некоторые моральные аспекты вопроса. [19]
Отмечается постоянно возрастающая тенденция привлечения всех, кто может быть затронут новым проектом, к участию в выработке важнейших решений либо опосредованно, через исследование потребительского спроса, либо непосредственно, через организации, создаваемые с целью защиты интересов тех, чье благосостояние зависит от результатов планирования и проектирования. Все эти меры направлены на то, чтобы облегчить своевременное выявление критических точек для принятия соответствующих мер. Здесь надо отметить и возрастающую роль средств массового обучения, потребительских журналов, рекламы и художественного оформления изделий, которые своим воздействием на потребителя способствуют признанию и правильной оценке достоинств и недостатков новых изделий и систем. С помощью этих средств потребитель приобретает знания и стимулы для адаптации к новым вещам, которые он может использовать себе на благо лишь после того, как он изменит свой образ жизни и отношение к соответствующим вещам. Здесь становятся вполне очевидными моральные аспекты проектирования, но не будем спешить предавать анафеме такое средство, как реклама, лишь за то, что оно вмешивается в ситуацию морального выбора. [20]
Почему в наши дни некоторые книготорговцы нарушают установленную практику и соглашения, спекулируя бестселлерами. Почему в некоторых странах книготорговцы продают незаконные переиздания при попустительстве своих властей. Почему только непроцветающие книготорговцы пытаются бороться с этой практикой. Сражение, в котором участвуют только раненые, можно считать проигранным. Технические аспекты нашего бизнеса не должны отвлекать нас от моральных аспектов. Нам не следует бояться признать безусловный приоритет последних. [21]
Мы окунулись в мир современной рекламы, с трудом представляя возникающие при этом парадоксы. В результате появляется масса пародий, акцентирующих, что сегодня у нас не осталось проблем, кроме перхоти и гигиенических прокладок. Известный французский рекламист Жак Сегела таким образом прослеживает настоящее и будущее рекламы: Несколько десятилетий назад во Франции реклама была чисто потребительским актом: Я стиральный порошок. Вам же - на пороге третьего тысячелетия - необходимо будет придать некий моральный аспект рекламному сообщению. Потребитель должен подниматься над самим собой, совершая акт покупки. Он должен быть облагорожен рекламой. Вероятно, именно по этой причине достаточно часто западный вариант рекламы вызывает серьезное отторжение у населения. [22]
Все сегодняшнее христианское правосудие работает на мафию. Законодательство написано мафией и в интересах мафии. Процедуры правосудия также работают на мафию. Адвокаты и юристы давно превратились в совершенно аморальных людей, помощников преступников. Для адвокатов понятия справедливости не существует. Кто платит деньги, того и надо зашишать, вне зависимости от его реальной виновности или невиновности. Основной принцип адвокатов: правда никому не нужна. Для них процесс правосудия - всего лишь игра, а законы - это правила этой игры. И эти правила и моральные аспекты никто не обсуждает. Христианское правосудие - внеморально, как сам Иисус Христос. [23]
Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты, и первая профессия в истории человечества - это профессия колдуна и чародея. Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие. Каждый член племени проходит через обряд посвящения ( инициации) и впоследствии сам посвящает других. Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут. У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация - так называемый первобытный спиритический медиумизм - это не профессия, а выражение личного дарования. Еще одно различие между магией и религией - это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами. Здесь опять-таки важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам ( хотя, главным образом, в моральном аспекте), и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир. Афоризм о том, что страх впервые создал богов во вселенной, совершенно неверен в свете антропологии. [24]