Cтраница 1
Когнитивный аспект основывается на процессе классификации, на присоединении нового объекта или явления к какому-то классу, уже включенному в содержание сознания личности. Но когнитивный процесс сложнее в случае, когда объект нововведений оказывается настолько новым, что не поддается классификации по элементам, имеющимся в опыте человека. В этом случае происходит создание, выработка эталонов, накопление нового опыта. [1]
Дана развертка когнитивного аспекта процедур идентификации с привлечением информационных критериев. Выявлена информационная природа и роль психики субъекта в реализации этих процедур. Доказано, что всякая идентификация исчерпывается средствами параметрической идентификации. Развит синтетический подход к задачам параметризации до уровня внутренней экологии систем. [2]
В 60 - 70 - е годы когнитивным аспектам наибольшее внимание уделяют феноменологи и этнометодологи. Близкие к когнитивному подходу идеи развивал А. [3]
Когнитивный подход - решение научных проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. [4]
Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для социологии проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход акцентрирует свое внимание на знаниях, т.е. на процессах представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Когнитология - это теория познания. [5]
Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. [6]
Попробуем хотя бы кратко и заведомо фрагментарно перечислить социологические работы ученых, уделяющих когнитивным аспектам особое внимание. [7]
Для образования из этого следуют два важных вывода. Во-первых, главное в опыте - именно это сочетание активности и страдательности, а не его когнитивный аспект. Однако, во-вторых, мерой ценности опыта является углубление понимания связей или отношений, к которому он приводит. Опыт оказывается познавательным, только если он кумулятивен, восходит к чему-то, имеет смысл. Школьные учителя обычно считают, что задача их учеников - приобретать умозрительные знания, впитывать их своим умом, подобно губке. [8]
В выработке определения понятия социальный стереотип выделяют два основных подхода. Липлшна, который ассоциирует социальный стереотип с позитивным или негативным эмоциональным восприятием объекта стереотипизации, делая акцент на ложности образов и представлений о тех или иных объектах социальной действительности. Липмана социальная обусловленность стереотипов нивелируется, а их зарождение и развитие объясняется свойствами человеческой психики. При этом упускаются из виду когнитивные аспекты социального стереотипа, его способность к обобщенному, концентрированному представлению той реальности, которая находится за пределами практической деятельности. [9]