Принципиальная координация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Аксиома Коула: суммарный интеллект планеты - величина постоянная, в то время как население планеты растет. Законы Мерфи (еще...)

Принципиальная координация

Cтраница 2


К числу подобных физиков в первую очередь следует отнести Маха и Оствальда. Достаточно сказать, что результаты физических исследований Маха в настоящее время играют исключительно важную роль, например, при изучении движения тел со сверхзвуковыми скоростями. Однако, с другой стороны, Мах, исходя из идеалистической теории принципиальной координации субъекта и объекта, вместе с Оствальдом до конца жизни боролся против атомистической гипотезы, рассматривая ее как нечто искусственное, введенное учеными лишь для удобства понимания явлений в микромире.  [16]

Претензии их, будто они поднялись выше материализма и идеализма, устранили противоположность точки зрения, идущей от вещи к сознанию, и точки зрения обратной, - это пустая претензия подновленного фихтеанства. Фихте тоже воображает, будто он неразрывно связал я и среду, сознание и вещь, будто он решил вопрос ссылкой на то, что человек не может выскочить из самого себя. Иными словами, повторен довод Беркли: я ощущаю только свои ощущения, я не имею права предполагать объекты сами по себе вне моего ощущения. Мир есть мое ощущение; не - Я полагается ( создается, производится) нашим Я; вещь неразрывно связана с сознанием; неразрывная координация нашего Я и среды есть эмпириокритическая принципиальная координация; - это все одно и то же положение, тот же старый хлам с немного подкрашенной или перекрашенной вывеской.  [17]

Названная статья Вундта представляет из себя большую книгу ( свыше 300 страниц), посвященную детальнейшему разбору сначала имманентной школы, потом эмпириокритиков. Потому, что он считает их близкой родней, - и это мнение, разделяемое Махом, Авенариусом, Пет-цольдтом и имманентами, безусловно справедливо, как мы увидим ниже. Вундт показывает в первой части названной статьи, что имманенты - идеалисты, субъективисты, сторонники фидеизма. Это опять-таки, как увидим ниже, совершенно справедливое мнение, выраженное только у Вундта с ненужным балластом профессорской учености, с ненужными тонкостями и оговорочками, объясняемыми тем, что Вундт сам идеалист и фидеист. Он упрекает имманентов не за то, что они идеалисты и сторонники фидеизма, а за то, что они неправильно, по его мнению, выводят сии великие принципы. Далее, вторую и третью часть статьи Вундт посвящает эмпириокритицизму. При этом он вполне определенно указывает, что весьма важные теоретические положения эмпириокритицизма ( понимание опыта и принципиальная координация, о которой мы будем говорить ниже) тождественны у него с имманентами ( die empiriokritische in Ubereinstimmung mit der immanenten Philosophie annimmt, S. Другие теоретические положения Авенариуса заимствованы у материализма, и в целом эмпириокритицизм есть пестрая смесь ( bunte Mischung, S.  [18]



Страницы:      1    2