Cтраница 2
Очевидно, что при сухой атмосферной коррозии наиболее полно и оправданно мог бы использоваться при проектировании один из компоновочных принципов - принцип концентрации материала, обеспечивающий большую толщину элементов в сечении, большую слитность и коррозионную стойкость. [16]
Изменение состояния поверхности происходит медленно, однако при появлении тончайшей пленки влаги сухая атмосферная коррозия переходит во-влажную, а при попадании капель - в мокрую атмосферную коррозию. [17]
Атмосферную коррозию, протекающую под молекуляр ньш слоем влаги ( до 10 нм), называют сухой атмосферной коррозией. Эта разновидность коррозии характеризуется поверхностным окислением металла по химическому механизму взаимодействия какого-либо реагента а газообразном виде. [18]
Обычно атмосферную коррозию классифицируют по степени увлажненности металлической поверхности и различают три типа: сухую, влажную и мокрую. При сухой атмосферной коррозии на поверхности металла пленки электролита отсутствуют, скорость коррозии при этом мала и не вызывает существенных разрушений металла. [19]
В дальнейшем утолщение их практически прекращается. Процессы сухой атмосферной коррозии не оказывают существенного влияния на сохранность элементов конструкций, не снижают их работоспособности даже при содержании в воздухе небольших количеств агрессивных веществ. [20]
В зависимости от степени увлажнения поверхности корродирующих металлов различают сухую и влажную атмосферную коррозию. При сухой атмосферной коррозии разрушение металла идет по чисто химическому механизму, когда агрессивные агенты ( например, кислород воздуха, сероводород и др.) взаимодействуют с поверхностью металла. Влажная атмосферная коррозия представляет собой особый случай электрохимической коррозии, когда коррозионные процессы идут под пленкой влаги, выполняющей роль электролита. [21]
Изменение состояния поверхности происходит медленно. При появлении тончайшей пленки влаги сухая атмосферная коррозия переходит во влажную, а при попадании капель - в мокрую атмосферную коррозию. [22]
Одним из основных факторов, определяющих скорость атмосферной коррозии, является влажность воздуха. Критическая влажность, при которой сухая атмосферная коррозия переходит во влажную, протекающую по электрохимическому механизму, зависит от состояния поверхности металла и от наличия загрязнений в воздухе. Это объясняется тем, что мелкие твердые частицы служат центрами конденсации влаги, а крупные - сами адсорбируют влагу. [23]
Атмосферная коррозия является самым распространенным и наиболее сложным видом разрушения металлов. Она может происходить в результате химических процессов ( сухая атмосферная коррозия), а также электрохимических ( растворение металлов), наиболее распространенных в тропических районах. [24]
Механизм атмосферной коррозии в значительной мере зависит от толщины слоя электролита. При толщине слоя до 100 А наблюдается так называемая сухая атмосферная коррозия, которая имеет те же особенности, что и химическая коррозия. При толщине слоя от 100 А до 0 1 мкм наблюдается так называемая влажная атмосферная коррозия, а при толщине от 0 1 мкм до 0 1 мм - мокрая атмосферная коррозия. Влажная и мокрая атмосферная коррозия протекает преимущественно с кислородной деполяризацией. Скорость мокрой атмосферной коррозии уменьшается с увеличением толщины слоя влаги вследствие концентрационной поляризации. [25]
В реальных условиях все эти типы коррозии взаимно переходят друг в друга. Характер изменения скорости атмосферной коррозии в зависимости от толщины пленки влаги показан на рис. 3.6. Эта скорость изменяется от нуля для сухой атмосферной коррозии, достигает максимума для влажной атмосферной коррозии и снижается до некоторого постоянного значения, характеризующего скорость коррозии данного металла в электролите. [26]
Химическое оксидирование стали и алюминия позволяет получать сплошные слои с малой пористостью и хорошей адгезией, которые имеют защитные свойства в атмосфере с низкой степенью коррозионной агрессивности. Сталь подвергают, например, так называемому воронению, которое в сочетании с консервирующими средствами обеспечивает удовлетворительную защиту стальных изделий от сухой атмосферной коррозии. Окисные слои на алюминии, полученные химическим оксидированием, существенно повышают стойкость не только самого алюминия, но и лакокрасочных систем, нанесенных на окисный слой. [27]
![]() |
Значения коэффициента устойчивости против коррозии Р для основных профилей стального проката и некоторых форм сечений из них. [28] |
Атмосферную коррозию в промышленных районах можно, в свою очередь, подразделить по условиям протекания и кинетике коррозионного процесса на три вида ( не считая щелевой коррозии), знакомство с которыми необходимо инженеру для должной и целенаправленной ориентации при инженерном и технико-экономическом анализе проектируемой конструкции. Все они протекают под невидимой пленкой влаги и имеют, как правило, адсорбционную или фазовую природу возникновения. Сухая атмосферная коррозия, которой соответствует химический механизм коррозионного процесса - непосредственное окисление поверхности металла и образование оксидных пленок ( окиси и закиси железа), протекает при небольшой влажности и характерна в начальный период эксплуатации конструкций. [29]
Процесс сухой атмосферной коррозии металлов сначала протекает быстро, но с большим торможением во времени так, что через некоторое время, порядка нескольких или десятков минут, устанавливается практически постоянная и очень незначительная скорость ( рис. 263), что обусловлено невысокими температурами атмосферного воздуха. Так образуются на металлах в кислороде или сухом воздухе тонкие окисные пленки, и поверхность металлов тускнеет. Если в воздухе содержатся другие газы, например сернистые соединения, защитные свойства пленки образующихся продуктов коррозии могут снизиться, а скорость коррозии в связи с этим несколько возрасти. Однако, как правило, сухая атмосферная коррозия не приводит к существенному коррозионному разрушению металлических конструкций. [30]