Русский космизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Формула Мэрфи из "Силы негативного мышления": оптимист не может быть приятно удивлен. Законы Мерфи (еще...)

Русский космизм

Cтраница 1


Русский космизм сегодня полностью свободен от этого мистического измерения. Мифологизированный образ советской бюрократической империи трансформируется в представление о неком русском космосе, в котором центральной фигурой оказывается Юрий Гагарин, а основополагающей темой - ракетно-космическая эпопея.  [1]

Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей ( Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим.  [2]

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского ( 1863 - 1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Тейяра де Шардена, предложивших в 20 - е годы XX века термин ноосфера для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству.  [3]

Направление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возможности человеческого прогресса.  [4]

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции.  [5]

Согласно учению школы русского космизма, человек и биосфера связаны законом проявления космической организации в системе Земли.  [6]

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его космической философии, рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.  [7]

Одним из духовных вождей русского космизма по праву считается Н.Ф.Федоров - создатель философии общего дела.  [8]

Именно последний вариант характерен для современного русского космизма. В XIX веке он был унаследован русскими нонконформистами от левых интеллектуалов-утопистов XVIII столетия - Лес-синга, Фурье, Сен-Симона, на которых к тому же еще наложились в какой-то мере Гегель и Шеллинг. Кос-мистское мировоззрение являло фантастические вызывающе иррациональные черты, которые, однако, были подчинены своеобразной логике, основанной на весьма глубокой предпосылке. Мистика утопизма вся зиждется на идее преодоления второго начала термодинамики в масштабах Вселенной.  [9]

Несколько слов о ноосфере / / Русский космизм: антология философской мысли.  [10]

Удивительно, но факт: многие идеи русского космизма возрождаются и начинают жить новой жизнью в эпоху Интернета и виртуальной реальности. В основе взаимодействия пользователей Интернета по сути лежит принцип соборности. Сочетание единства и свободы определяет деятельность виртуальных сообществ. Создание и анимация персональных страниц с помощью технологий мультимедиа отражают проблему восстановления личности. Концепция гносеологической координации субстанциональныхдеятелей содержит интересные моменты и положения для построения виртуальных миров, формирования многоагентных систем и виртуальных организаций, а органическая теория развития имеет несомненную ценность для разработки моделей искусственной жизни.  [11]

Владимир Иванович Вернадский ( 1863 - 1945) - выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений.  [12]

Это философское направление, которое чаще всего называют просто русским космизмом, представляет собой учение о неразрывном единстве человека, общества и космоса. Главными категориями, раскрывающими суть этого учения, являются: соборность, всеединство, софийность, общее дело, ноосфера.  [13]

Как мы говорили выше, геополитика играет роль квазиуниверсального метода, который должен обязательно сочетаться с локальной конкретикой. В случае русской национальной идеи, заказанной Кремлем, геополитика входит составным элементом в некое новое постсоветское издание русского космизма.  [14]

Книга состоит из девяти глав. В первой главе обсуждаются причины и содержание кризиса традиционной рационалистской концепции научного исследования в контексте формирования и развития новых наук начала XXI - ro века, называемых науками об искусственном. Очерчен общий спектр наук об искусственном, показаны их коренные отличия от дисциплин классического естествознания. Затем дан критический анализ традиционного научного мировоззрения, проникнутого рационализмом, в том числе, рационалистических традиций в искусственном интеллекте, структурной лингвистике и теории управления. В заключение изложены основы синергетического научного мышления. Прослеживаются корни синергетического мировоззрения в древнекитайской философии, герменевтике и движении русского космизма.  [15]



Страницы:      1    2