Cтраница 1
Косозубые долбяки для косозубых колес имеют на каждом зубе плоскую переднюю поверхность, перпендикулярную винтовой линии зуба. У косозубых долбяков для шевронных колес каждая сторона зуба затачивается отдельно: одна притупляется фаской, а другая заостряется канавкой с целью выравнивания условий резания на обеих кромках. [1]
Зуборезный инструмент. а - форма зуба долбяка. б - зубчатая рсЯка. [2] |
Косозубые долбяки применяют для изготовления косозубых колес внешнего и внутреннего зацепления. При изготовлении колес внешнего зацепления направления угла наклона линии зуба долбяка и обрабатываемого колеса противоположные, а для внутреннего зацепления углы наклона инструмента и детали одинаковые. Косозубый долбяк и направляющие копира станка находятся в определенной зависимости друг с другом. Косозубый долбяк, спроектированный для определенного зубчатого колеса, нельзя использовать для нарезания других колес, если угол наклона зуба их отличается от угла наклона данного колеса. [3]
Косозубые долбяки затачивают в специальном приспособлении. Каждый зуб затачивается отдельно, поэтому очень важно снимать одинаковый слой металла со всех зубьев с последующим тщательным выхаживанием. Колебание высоты зубьев долбяка вызывает ошибки в шаге обрабатываемого колеса. Неперпендикулярное расположение шлифовального круга к винтовой линии приводит к ошибке эвольвенты, эта же ошибка может возникнуть при неправильном переднем угле. После заточки у косозубых долбяков проверяют передний угол и точность расположения высоты зубьев, у прямозубых долбяков проверяют только передний угол. Визуально контролируют шероховатость поверхности, прижоги и отсутствие следов износа на режущих кромках. [4]
Косозубые долбяки для шевронных колес имеют также специфическую проверку биения режущих кромок на разных сторонах зуба. [5]
Косозубые долбяки с плоской передней поверхностью затачивают, как прямозубые долбяки, - по передней поверхности, после чего подтачивают боковые режущие кромки: на острой кромке снимают фаску, а на противоположной - подтачивают канавку. Подтачивают режущие кромки обычно на специальных приспособлениях, при этом круг движется по дуге окружности, близкой к эвольвенте профиля. [6]
Зубодолбежный станок с ЧПУ. [7] |
Косозубые долбяки для нарезания косо-зубых колес внешнего зацепления имеют тот же угол наклона, что и нарезаемое колесо, но направление наклона противоположное. При нарезании косозубых колес внутреннего зацепления косозубый долбяк и нарезаемое колесо имеют одинаковое направление линии зуба. Число зубьев долбяка для колеса внутреннего зацепления должно быть равно или несколько меньше числа зубьев сопряженной шестерни, а также не должно быть кратно числу зубьев нарезаемого колеса. Долбяк с числом зубьев меньше 10 применять не рекомендуется. У долбяков высокой точности шлифуют узкий контрольный поясок ( см. рис. 15, а, б, в) для определения точности установки долбяка на шпинделе инструмента. [8]
Стандартные дисковые косозубые долбяки позволяют обработать колеса с углом наклона линии зуба, равным номинальному углу наклона зуба долбяка, и с направлением зубьев, противоположным направлению линии зуба долбяка. При этом ход винтовых направляющих станка должен совпадать с делительным ходом зуба Рг долбяка. [9]
Так как косозубые долбяки могут быть использованы для нарезания колес только с определенным углом шеврона и являются специальным инструментом, то расчет всех элементов зацепления здесь ведется по торцовому модулю, который в данном случае является целым числом, в отличие от шевронных колес, нарезаемых червячной фрезой, где целым числом является нормальный модуль. Расчет по торцовому модулю дает возможность иметь межосевое расстояние в корпусах передач в целых числах миллиметров, что несколько упрощает взятие размеров при расточных работах. [10]
Заточка инструмента производится аналогично косозубым долбякам. [11]
Схемы нарезания цилиндрического колеса с косым зубом внешнего зацепления на зубодолбежном станке. [12] |
Нарезают такие колеса косозубыми долбяками. Для нарезания колес с косыми зубьями нужен комплект косозубых долбяков с таким же углом наклона зубьев, как и у нарезаемых колес. Этот комплект состоит из двух долбяков: левого - для нарезания правого колеса и правого - для нарезания левого колеса. [13]
Для нарезания косозубых колес применяются косозубые долбяки и гребенки. [14]
В зависимости от направления наклона зубьев косозубые долбяки делятся на правые и левые. Косозубые колеса внешнего зацепления с правым наклоном зубьев нарезаются левыми долбяками, и наоборот. [15]