Хорошая лекция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Оригинальность - это искусство скрывать свои источники. Законы Мерфи (еще...)

Хорошая лекция

Cтраница 1


Хорошая лекция будит мысль студентов, она заставляет их размышлять над предметом науки, искать ответы на возникшие во время лекции вопросы, проверять наиболее интересные и важные научные положения. Поэтому многие наши ученые считают, что лекция - своеобразная школа научного мышления.  [1]

Теперь представим себе, что хорошая лекция записана на пленку магнитофона.  [2]

Мы, думаем, что важнейшую роль в хороших лекциях играет эмоционально-психологическая сторона изложения, пробуждающая у слушателей интерес к научному исследованию. Если лектор остается холодным и бесстрастным, рассказывая о самых великих достижениях данной науки, то аудитория, особенно молодая, теряет интерес и любовь к предмету, посещая лекции лишь в дисциплинарном порядке. Лектор должен вносить в умы слушателей тот романтизм и энтузиазм творчества, без которых не может формироваться строитель коммунистического общества.  [3]

Вот характеристика лекций К. А. Тимирязева, данная студентами биологами московского университета, характеристика искренняя и верно отмечающая главные качества хороших лекций: Благодарим Вас за ту силу, с которой Вы обрисовали перед нами задачи и значение науки, за ту ясность, с которой Вы излагали нам ее содержание. Благодарим Вас за то дивное чувство любви к науке и веры в нее, которое Вы пробуждали и воспитывали в нас.  [4]

Мы не будем сейчас касаться тех возражений против лекции, которые являются скорее любопытными парадоксами, чем серьезными размышлениями ( например, опасность хорошей лекции), хотя в принципе любое, кажущееся сколь угодно парадоксальным положение может оказаться правильным. Остальные же мысли, приводимые как возражения против лекции, представляют собой фактически отправные пункты для изыскания путей ее совершенствования. Так, в ходе той же дискуссии было признано, что не следует опасаться приблизить лекции и практические занятия, поскольку обе организационные формы фактически дополняют друг друга, и что основной путь улучшения лекции - преодоление недостатков ее сугубо монологического характера.  [5]

Если проследить реакцию студентов на лекции, то нетрудно заметить, что студент в той или иной мере, несмотря на смену занятий, остается под воздействием хорошей лекции на протяжении нескольких часов. За это время он думает о ней многократно, хотя и с перерывами, возвращаясь к наиболее заинтересовавшим его мыслям или недостаточно понятным вопросам, а в ряде случаев и к содержанию лекции в целом, поскольку перед ним заранее была поставлена задача обязательной записи лекции.  [6]

Лекция сама является творческим процессом. Хорошая лекция неповторима, как произведение искусства. Поэтому ее нельзя заменить ни книгой, ни конспектом, как творение художника не может быть полностью заменено фотографией. Но развивать мышление, лишь присутствуя в качестве наблюдателя творческого процесса, невозможно.  [7]

Хорошая лекция на французском, на хорошем французском, чрезвычайно поможет нашей партии.  [8]

Итак, лекция является важнейшим звеном учебного процесса. Она выполняет основную функцию образования - функцию передачи знаний. Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней адресату. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого монологичного жанра публичной речи.  [9]

Итак, лекция является важнейшим звеном учебного процесса. Она выполняет основную функцию образования - функцию передачи знаний. Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней адресату. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого монологичного жанра публичной речи.  [10]

Мы оставим вне поля рассмотрения довольно многочисленные исследования очень мелких и частных вопросов лекционного преподавания, хотя в известном смысле все они могут быть важными в каком-то отношении. Подобные эксперименты зарубежных исследователей имеют чисто констатирующий характер и не содержат предложений, педагогических выводов. Это, кстати, заметно отличает работы буржуазных экспериментаторов от аналогичных советских исследований. Именно у нас наиболее успешно оформляется в самостоятельную отрасль педагогической науки дидактика высшей школы, поскольку для советских педагогов практика является отправным пунктом, критерием истинности и целью познания. Столь же важно и другое методологическое положение, признаваемое советскими исследователями. Именно поэтому применительно к интересующему нас вопросу - лекции в высшей школе - мы встречаем, с одной стороны, утверждения о кризисном положении лекционного преподавания в настоящее время, с другой стороны, научные исследования и рекомендации признаются невозможными из-за неповторимости каждой хорошей лекции. К - Ясперс пессимистически относится к перспективе планомерного улучшения лекции, так как для лекций нельзя установить масштаб правильности.  [11]



Страницы:      1