Cтраница 2
Наиболее эффективным методом анализа факторов, влияющих на уровень качества инновационного проекта, является использование причинно-следственных диаграмм Ишикавы. Стандартный способ построения диаграммы Ишикавы состоит из нескольких этапов. [17]
Следует иметь в виду, что предварительным условием использования таких методов, как гистограмма, диаграмма Парето и причинно-следственная диаграмма, является расслоение данных. [18]
Диаграмма разброса используется для выявления зависимости между показателями качества ( результат) и основными факторами сертификации ( причина) при анализе причинно-следственной диаграммы или корреляционной зависимости между факторами. Диаграмма разброса строится как график зависимости двух переменных. Эффективным методом определения наличия или отсутствия корреляционной зависимости является метод медиан. [19]
Диаграмма Исикавы применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий. Причинно-следственная диаграмма была разработана, чтобы представить соотношение между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или причины перечисляются на левой стороне. [20]
Диаграмма Парето позволяет лишь ранжировать изучаемые проблемы по степени важности. Для дальнейшего анализа применяют причинно-следственную диаграмму. [21]
Соответствие между причинно-следственными диаграммами и аналогичными деревьями неполадок. [22] |
Примером может служить реле времени. Элементы с памятью вносят запаздывание в причинно-следственную диаграмму, а также создают возможность логических противоречий между цепочками событий. [23]
Чтобы сделать полный причинно-следственный анализ описанным здесь способом, нужно проследить цепочки событий, идущие как от событий, отвечающих нормальной работе, так и от событий, отвечающих состоянию неисправности. Это выливается в диаграммы с очень большим объемом информации. Чтобы причинно-следственными диаграммами можно было пользоваться, их необходимо редактировать. События, возникающие в ходе нормальной работы, могут быть опущены, а последовательности непосредственно связанных событий объединены в самостоятельное событие. [24]
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая мозговая атака; выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений. Важно понять, что творческая обстановка при поиске альтернатив создается самим руководителем. Он делает людей творцами нового. [25]
В результате были сделаны выводы о необходимости усиления подготовительной работы, разработки специальной программы и назначения координатора по ее выполнению. Усилены программы обучения; в первую очередь обучаются руководители кружков. Они изучают основы стати-стичеснкх методов контроля качества; методы решения проблем ( например мозговой штурм), методику построения причинно-следственных диаграмм. Кроме таких специальных дисциплин руководители кружков учатся правилам ведения дискуссий, способам разрешения споров и конфликтов, методам развития творческого подхода к работе, умению слушать и избегать возникновения конфликтных ситуаций. [26]
Полезно также связывать с описанием события сообщение о моменте времени, в который событие наступило. Если имеется несколько линий выхода, идущих от элемента, то может быть и несколько цепочек событий, также исходящих от этого элемента. Подобно этому, если имеется несколько входов в элемент, то последствия входного события на одном из входов будут зависеть от условий, которые создаются на других входах. Это дает основание для введения ячеек условий, показанных на рис. 7.8 и 7.9 в причинно-следственных диаграммах. [27]
Предварительный выбор лучшей альтернативы осуществляется на основе детального анализа дощ позиции возможности достижения целей, требуемых затрат ресурсов, а этаюке соответствия реализации альтернатив. При решении сложных задач на данном этапе одних количественных недостаточно. Многие альтернативные решения обнаруживаются достаточно легко - на основе i ситуаций и имеющегося опыта их решения. Однако часто возникают и новые проблемы, для решен творческий поход. В этих условиях используются методы мозговой атаки, выдвижения предположе ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений. [28]