Марвази - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если женщина говорит “нет” – значит, она просто хочет поговорить! Законы Мерфи (еще...)

Марвази

Cтраница 1


Марвази, Шараф аз-заман Тахир ( XI-перв.  [1]

Как видно, сообщение ал - Марвази и более поздних писателей о религии русов не является механической сводкой известий, заимствованных ими из различных источников, а, напротив, представляет собой связное повествование, в котором рассказывается о переходе русов из христианства в ислам как о закономерном событии, обусловленном внутренними потребностями древнерусского общества. Уже сам факт бытования подобного рассказа в мусульманской литературе говорит о том, что религиозная жизнь Древней Руси вызывала в странах ислама большой интерес, удовлетворению которого, собственно, и служило рассматриваемое сообщение.  [2]

Формирование как идейного, так и фактического содержания рассказа относится к концу X - первой половине XI в. Данные ал - Марвази и его последователей давно сопоставляются с известным рассказом Повести временных лет об испытании вер, которое предшествовало принятию христианства на Руси. В частности, не ставится под сомнение зафиксированное в Повести временных лет под 987 г. известие об отправлении русского посольства в Волжскую Булгарию для ознакомления с практикой мусульманского вероисповедания. В качестве предположения высказывается мнение о том, что из Булгара русские послы могли отправиться и дальше на Восток - в Хорезм, с которым у волжских булгар были тесные связи и куда они сами нередко обращались по религиозным вопросам.  [3]

В сочинении уже упоминавшегося ал - Марвази и в трудах более поздних компиляторов - персидского писателя первой половины XIII в.  [4]

Судя по тексту сообщения, ал - Марвази пользовался несколькими источниками. Так, он сначала говорит, что русы живут на острове в море, а через несколько строк пишет о том, что остров был окружен озером. В отличие от других вариантов рассказа об острове русов, у ал - Марвази имеется упоминание и о грабительских экспедициях русов на Каспий ( Марвази.  [5]

Высказывается предположение, что первоисточником ал - Марвази мог быть ныне утраченный труд по истории Хорезма среднеазиатского ученого ал - Бируни. Некоторые основания для подобного предположения, действительно, имеются, поскольку известно, что ал - Марвази вообще сильно зависит от ал - Бируни, а в сохранившихся сочинениях последнего находится ряд уникальных современных ему данных о народах Восточной Европы.  [6]

Известный Мухаммад ибн Муса ал - Хорезми ( IX в. Ал-Хабаш или ( Ахмед ибн Абдал-лах ал - Марвази) вычислил таблицы для тангенса, котангенса и косеканса.  [7]

По своему содержанию рассказ о русах состоит из следующих сюжетов. Сначала приводятся отдельные выдержки из рассказа об острове русов по версии Ибн Русте и Гардизи, однако и ал - Марвази, и Ауфи выбирают из него лишь те сведения, которые были существенны для них: описание места жительства русов на острове, их разбойных нападений на славян и другие народы и, наконец, принятого у русов порядка наследования, когда все имущество получали дочери, а сыновьям доставались одни мечи, которыми они должны были добывать себе средства к жизни. Далее излагаются причины, побудившие русов отказаться от христианской веры и обратиться к исламу.  [8]

Волге и Каспийскому морю, называвшемуся на Руси по имени Хорезма - море Хвалиськое. Однако, каким бы ни был реальный маршрут русского посольства, сам факт направления послов в исламскую страну мог быть истолкован мусульманами как стремление русов принять ислам, что и отразилось в сообщении ал - Марвази и других авторов.  [9]

Высказывается предположение, что первоисточником ал - Марвази мог быть ныне утраченный труд по истории Хорезма среднеазиатского ученого ал - Бируни. Некоторые основания для подобного предположения, действительно, имеются, поскольку известно, что ал - Марвази вообще сильно зависит от ал - Бируни, а в сохранившихся сочинениях последнего находится ряд уникальных современных ему данных о народах Восточной Европы.  [10]

Титул правителя русов Буладмир рассматривается как переосмысление имени, которое носили древнерусские князья конца X - первой половины XI в. Владимир Святославич, с чьим именем связано принятие христианства на Руси, а также Владимир Ярославич, возглавлявший неудачный поход на греков в 1043 г. В правителе же русов, отправившем посольство в Хорезм, следует, по всей вероятности, видеть самого Владимира Святого. Упоминание киевского князя Владимира недвусмысленно свидетельствует о том, что информацию авторов X в. Марвази и его продолжатели вписали в новый исторический контекст и связывали ее с Киевом как центром религиозной жизни Древнерусского государства.  [11]

Судя по тексту сообщения, ал - Марвази пользовался несколькими источниками. Так, он сначала говорит, что русы живут на острове в море, а через несколько строк пишет о том, что остров был окружен озером. В отличие от других вариантов рассказа об острове русов, у ал - Марвази имеется упоминание и о грабительских экспедициях русов на Каспий ( Марвази.  [12]

Судя по тексту сообщения, ал - Марвази пользовался несколькими источниками. Так, он сначала говорит, что русы живут на острове в море, а через несколько строк пишет о том, что остров был окружен озером. В отличие от других вариантов рассказа об острове русов, у ал - Марвази имеется упоминание и о грабительских экспедициях русов на Каспий ( Марвази.  [13]



Страницы:      1