Cтраница 1
Катализатор Бага, в отличие от катализатора Ренея, обладает тем преимуществом, что может применяться в проточных аппаратах с неподвижным катализатором. [1]
Катализатор Бага, как назвали его в СССР, готовился из сплава, состоящего из 28 % никеля и 72 % алюминия; раздробленный на мелкие куски сплав потом протравлялся щелочью с поверхности. [2]
Необходимо заметить, что катализатор Бага, благодаря простоте и легкости его приготовления, большой активности и устойчивости, должен найти широкое и разнообразное применение. Особым преимуществом катализатора Бага является то обстоятельство, что он во многих случаях позволяет проводить процессы по принципу непрерывного потока и без применения давления, а также может быть легко активирован после того, как сила его действия по тем или иным причинам снизилась. Для этого достаточно повторить обработку сплава щелочью. [3]
Близок к нему по свойствам сплавной никель-алюминиевый катализатор Бага. Еще более мягко действующим является скелетный медный катализатор, пока, правда, не получивший широкого применения. Судя по имеющимся данным, активность смешанного медно-никелевого скелетного катализатора примерно равна активности катализатора Бага. Данных по железному и кобальтовому скелетным катализаторам в литературе имеется пока немного, поэтому четкого представления о них в настоящее время - получить нельзя. [4]
Следует заметить, что с катализатором Бага количественное проведение этих же реакций требует значительно более жестких условий. [5]
В Советском Союзе значительное применение имгет катализатор Бага, Егупова и Волокитина [42], представляющий собой кусочки сплава Ni - А1, протравленные щелочью, благодаря чему на поверхности создается бархатистая губка никеля. Этот катализатор удобен тем, что он очень легко регенерируется путем дополнительных щелочных обработок, создающих на его поверхности новые губки никеля. За рубежом широко рекламировались так называемые фораминатные контакты с поверхностью, протравленной различными реагентами. Применяются также никелевые ленты или стружки, подвергнутые сперва анодному окислению, а затем восстановленные водородом. [6]
Среди многочисленных катализаторов гидрирования никель-алюминиевые сплавы ( катализатор Бага) и получаемые из них путем выщелачивания скелетные никелевые катализаторы ( катализатор Ренея) находят за последние два десятилетия весьма широкое применение и в лабораторно-препаративной практике, и в промышленности. Это подтверждается наличием большой патентной литературы. [7]
В промышленности используют два типа скелетных никелевых катализаторов - катализатор Бага и никель Ренея ( пат. [8]
В промышленности используют два типа скелетных никелевых катализаторов - катализатор Бага и никель Ре не я ( пат. [9]
Баг с сотрудниками нашли, что, например, для гидрогенизации жиров наибольшая активность катализатора достигается при удалении из сплава всего 8 % алюминия. Катализатор Бага, в отличие от катализатора Ренея, обладает тем преимуществом, что может применяться в проточных аппаратах в виде неподвижного слоя. [10]
В этих случаях, используя разницу в температурах, необходимых для гидрирования бензольного ядра и боковой цепи ( гидрирование которой, как правило, происходит легче гидрирования ядра), удается проводить избирательную гидрогенизацию боковой цепи, не затрагивая бензольного кольца. Значительно активнее, по некоторым данным, катализатор Бага, который количественно восстанавливает фенол в циклогексанол при 2 - 3 am и 60, а нафталин при 200 -в тетралин. Интересно также отметить, что легкость гидрирования бензольного кольца, входящего в сложном соединении в боковую цепь, в значительной степени зависит от того, каким образом присоединяется это кольцо. [11]
В настоящее время гидрогенизация жиров является одной из важных отраслей народного хозяйства. У нас, в Советском Союзе, для этой цели применяется катализатор Бага, Егупова и В о л о к и т и н а, представляющий собой сплав никеля с алюминием, обработанный едким натром: едкий натр извлекает из сплава алюминий, превращая его в алюминат, и на поверхности сплава образуется разрыхленный металлический никель, который и является катализатором. [12]
Параллельно с этим в разных странах происходило изучение возможностей применения для гидрогенизации фурановых соединений опять-таки никелевых катализаторов как более дешевых. В 1938 г. Шуйкин и Бунина [453] показали, что скелетный никель, в частности катализатор Бага, может быть с успехом применен для гидрогенизации фурана и его гомологов. Таким образом, проблема гидрогенизации фуранового ядра была решена. [13]
В отдельных случаях гидрирование с успехом проводят на катализаторах, приготовленных выщелачиванием из никель-алюминиевого сплава лишь небольшой части алюминия. Так, обработкой сплава 3 - 10 % - ным едким натром, при которой вымывается около 8 % алюминия, получают катализатор Бага, отличающийся от обычного скелетного никелевого катализатора механической прочностью ( куски, зерна), способностью к реактивации при повторном выщелачивании и потому более удобный для применения в установках гидрирования непрерывного действия. [14]
Катализатор в виде мелкого порошка, однако, не всегда удобен в применении. В таком случае слой активного металла образуется на поверхности гранул сплава. Присутствие в катализаторе Бага после обработки щелочью значительных количеств алюминия позволяет по мере снижения активности контакта восстанавливать ее повторной обработкой раствором щелочи. [15]