Cтраница 1
Очищенные нефтяные масла практически не содержат нестойких непредельных соединений, и поэтому при хранении, в отличие от крекинг-продуктов, они достаточно стабильны. Иначе обстоит дело в рабочих условиях, когда нефтяные масла подвергаются воздействию кислорода воздуха при повышенных температурах и каталитическом влиянии материала смазываемых машин и механизмов. В этих условиях все углеводородные компоненты масла и тем более смолистые вещества в той или иной степени могут вступать в реакции окисления. Направление и скорость окисления и дальнейших сложных химических превращений компонентов масла зависит от химического состава масла, условий эксплуатации и главным образом от температуры. С точки зрения химического состава наиболее стабильными являются масла, не содержащие в заметных количествах смолистых сернистых и кислородных соединений и состоящие в основном иа смеси малоциклических нафтеновых, ароматических и смешанных ( гибридных) нафтеново-ароматических углеводородов с длинными боковыми цепями предельного характера. С точки зрения условий эксплуатации наиболее быстро и глубоко протекают всевозможные-реакции окисления и уплотнения на сильно нагретых ( 200 - 300 С) деталях поршневой группы двигателей внутреннего сгорания и воздушных компрессоров. Турбинные и трансформаторные масла нагреваются в условиях эксплуатации только до 60 - 80 С, однако их стабильность должна быть также очень высока, учитывая весьма длительный срок эксплуатации единовременной загрузки этих масел. [1]
Очищенные нефтяные масла без присадок ( базовые масла) химически малоактивны и образуют на твердых поверхностях масляные пленки только за счет физической адсорбции. С) воздействий и тогда может наступить ювенильное трение. [2]
Очищенные нефтяные масла практически не содержат нестойких непредельных соединений, и поэтому при хранении, в отличие от крекинг-продуктов, они достаточно стабильны. Иначе обстоит дело в рабочих условиях, когда нефтяные масла подвергаются воздействию кислорода воздуха при повышенных температурах и каталитическом влиянии материала смазываемых машин и механизмов. В этих условиях все углеводородные компоненты масла и тем более смолистые вещества в той или иной степени могут вступать в реакции окисления. Направление и скорость окисления и дальнейших сложных химических превращений компонентов масла зависит от химического состава масла, условий эксплуатации и главным образом от температуры. С точки зрения химического состава наиболее стабильными являются масла, не содержащие в заметных количествах смолистых, сернистых и кислородных соединений и состоящие в основном из смеси малоциклических нафтеновых, ароматических и смешанных ( гибридных) нафтеново-ароматических углеводородов с длинными боковыми цепями предельного характера. С точки зрения условий эксплуатации наиболее быстро и глубоко протекают всевозможные реакции окисления и уплотнения на сильно нагретых ( 200 - 300 С) деталях поршневой группы двигателей внутреннего сгорания и воздушных компрессоров. Турбинные и трансформаторные масла нагреваются в условиях эксплуатации только до 60 - 80 С, однако их стабильность должна быть также очень высока, учитывая весьма длительный срок эксплуатации единовременной загрузки этих масел. [3]
Очищенные нефтяные масла, применяемые для смазки авиационных двигателей. [4]
Очищенные нефтяные масла, содержащие одну или несколько присадок и применяемые для смазки автомобильных и тракторных двигателей. [5]
Очищенные нефтяные масла, применяемые для смазки двигателей внутреннего сгорания. [6]
Очищенные нефтяные масла с низкой вязкостью и температурой застывания; используются для смазывания компрессоров холодильных машин. [7]
Очищенные нефтяные масла, используемые в качестве жидкой изоляции в электротехнической аппаратуре. [8]
Влияние добавки 0 1 % ПАВ на поверхностное натяжение ( а-10 3 г неполярных жидкостей на границе с воздухом ( 298 К. [9] |
Вопрос о природе граничных слоев не решен. Низшие индивидуальные углеводороды и, по-видимому, глубоко очищенные нефтяные масла и некоторые другие неполярные жидкости не образуют толстых 1 граничных слоев. В отличие от этого, рентгено-структурными методами [43] было показано, что поверхностно-активные вещества, растворенные в углеводородных жидкостях, у поверхности металлов образуют квазикристаллическую структуру с ориентацией молекул перпендикулярно поверхности раздела фаз толщиной порядка многих десятков молекул. Метод основан на прецизионном измерении кинетики сближения зеркально полированных горизонтальных дисков, погруженных в исследуемую жидкость. В гидродинамике кинетика их сближения описывается уравнением Стефана - Рейнольдса. [10]
Основным критерием подбора масел без присадок является вязкость. По условиям применения выделяют две группы масел: для легких и средних скоростей и нагрузок; для тяжелых режимов работы. Легкие индустриальные масла применяют для смазки малонагруженных узлов трения, работающих при высоких скоростях ( И-5 А и И-8 А); их вырабатывают взамен масел велосит, вазелинового, швейного и др. Это очищенные нефтяные масла без присадок. [11]
Эти способы двух родов. Мною показано в Русском физико-химическом обществе, что смесь всех продуктов перегонки русской нефти ( включая сюда и смазочные масла и вазелин), получающихся при содействии перегретого пара, после обычных приемов очищения ( но ори условии правильной очистки), совершенно выгорает в хороших ( пиронафтныч) лампах, назначаемых для сожигания тяжелого нефтяного керосина. С другой стороны, мой друг, цроф. Дьюар ( Dewar), в Лондоне и Кембридже показал, что тяжелые части русской нефти ( остатки), перегоняясь под значительным давлением, превращаются в более легкие, образующие обыкновенный керосин. По тому и другому из этих способов, отбирая особо бензины, можно иметь для лампового освещения очищенные нефтяные масла, составляющие 75 % по весу взятой нефти. Эти виды пользования нефтью для цели лампового освещения отвечают свойствам нашей нефти. [12]
Эти способы двух родов. Мною показано в Русском Физико-химическом обществе, что смесь всех продуктов перегонки русской нефти ( включая сюда и смазочные масла и вазелин), получающихся при содействии перегретого пара, после обычных приемов очищения ( но при условии правильной очистки) совершенно выгорает в хороших ( пиронафтных) лампах, назначаемых для сожигания тяжелого нефтяного керосина. Дьюар ( Dewar) в Лондоне и Кембридже показал, что тяжелые части русской нефти ( остатки), перегоняясь под значительным давлением, превращаются в более легкие, образующие обыкновенный керосин. По тому и другому из этих способов, отбирая особо бензины, можно иметь для лампового освещения очищенные нефтяные масла, составляющие 75 % по весу взятой нефти. Эти виды пользования нефтью для цели лампового освещения отвечают свойствам нашей нефти. [13]