Cтраница 2
![]() |
Свойства хлорированного трикрезилфосфата и синтезированных о-хлорарилфосфатов. [16] |
Сравнение свойств триалкил -, алкиларил - и триарилфосфатов, а также хлорированных триарилфосфатов приводит к выводу, что наиболее подходящими заменителями нефтяных турбинных масел являются триарилфосфаты. Действительно, они обладают наилучшими смазывающими свойствами и, кроме того, могут быть использованы в качестве присадок, улучшающих смазочную способность других продуктов. По термоокислительной стабильности триарилфосфаты значительно превосходят не только нефтяные масла, но и рассмотренные выше соединения других классов, присутствие коротких боковых цепей в фенильных группах делает их весьма стабильными к действию кислорода, тогда как стабильность триал-кил - и алкиларилфосфатов существенно зависит от длины и строения алкильных остатков. [17]
![]() |
Влияние анилина на ход окисления масла. [18] |
Однако в большинстве случаев условия, при которых исследовали взаимодействие аминов с гидроперекисями, значительно отличаются от условий окисления жидких углеводородов, в том числе от условий окисления нефтяных турбинных масел. [19]
Так, удлинение боковых цепей приводит к понижению температуры вспышки; для три - ( к-бутилфенил) - фосфата она равна 180 С и не отличается от таковой для нефтяного турбинного масла. Появление коротких боковых цепей и увеличение их числа стабилизирует молекулу и повышает температуру вспышки эфира. Так, для трикрезилфосфата ( смеси изомеров) она достигает 220 - 225 С, а для триксиленилфосфата приближается к 250 С. [20]
Эти трудности, а также относительно высокая стоимость синтетических масел вызвали необходимость: конструктивных изменений масляных систем турбин, направленных на уменьшение объема масла и ускорение удаления из него воздуха; оценки и максимального снижения токсичности; защиты персонала от вредного действия масла и продуктов его термического разложения; тщательного ухода за маслами при эксплуатации на электростанциях; разработки эффективных методов регенерации огнестойких масел с целью продления срока их службы; подбора прокладочных и электроизоляционных материалов, стойких к синтетическому маслу; создания новых методов лабораторного контроля для синтетических масел, отличных от применяемых к маслам нефтяного происхождения; разработки технических условий на огнестойкие масла, включающих показатели, не учитываемые при оценке нефтяных турбинных масел. [21]
В мощных турбинных установках система смазки централизована для обслуживания всего главного турбогенератора и группы питательных насосов. Для смазки применяется нефтяное турбинное масло. Из циркулирующего масла необходимо тщательно устранять пену, воздух, воду и примеси. [22]
Установлено, что состав газа, в атмосфере которого происходит самовоспламенение, существенно влияет на его температуру. Так, самовоспламенение нефтяного турбинного масла в атмосфере кислорода происходит примерно на 60 С ниже, чем в воздухе. [23]
Температура вспышки ( в открытом тигле) для синтетических огнестойких турбинных масел является весьма важным показателем. Присутствие в огнестойкой жидкости нефтяного турбинного масла также резко понижает температуру вспышки, так как для последнего этот показатель обычно колеблется в пределах 180 - 190 С. [24]
Таким образом, применяя хлорсодержащие трикрезилфосфаты в качестве заменителей турбинных масел, можно обойтись без дорогостоящих загустителей. Индекс вязкости этих продуктов близок к индексу вязкости нефтяных турбинных масел. [25]
Отмечаемое во многих случаях понижение кислотного числа масла Иввиоль свидетельствует о сорбции кислых продуктов различными материалами, что и является одной из причин ухудшения диэлектрических свойств последних. В то же время заметное увеличение кислотного числа нефтяного турбинного масла свидетельствует о его термоокислительной нестабильности, приводящей в условиях испытания к образованию кислых продуктов старения. [26]
К сожалению, целый ряд свойств силоксановых жидкостей не позволяет использовать их в качестве турбинных масел. Важнейшими являются неудовлетворительная в большинстве случаев смазочная способность, значительно уступающая смазочной способности нефтяных турбинных масел. [27]
Температура самовоспламенения триарилфосфатов особенно высока. Определяемая методом падения капли на разогретую металлическую поверхность, она составляет для трикрезилфосфата 750 С, а для триксиленилфосфата 730 С, тогда как нефтяное турбинное масло в этих условиях самовоспламеняется в интервале 370 - 400 С. Подобные явления неоднократно наблюдались на электростанциях. [28]
Лабораторные методы определения качества огнестойких турбинных масел за некоторыми исключениями не отличаются от таковых для нефтяных продуктов. Цвет, кислотное число, кинематическую вязкость, температуру вспышки, реакцию водной вытяжки, зольность и термоокислительную стабильность испытывают по методам, используемым для нефтяных турбинных масел и приведенным в ГОСТ 32 - 53, которые вполне приемлемы и для их огнестойких заменителей. Правда, при определении реакции водной вытяжки в отличие от нефтяного синтетические масла из-за повышенной плотности находятся в нижнем слое, а вода - в верхнем, а в качестве индикатора при титровании удобнее пользоваться щелочным голубым, нежели фенолфталеином. Однако эти изменения несущественны и на ход анализа не влияют. [29]
Основной мерой обеспечения пожарной безопасности маслосистем турбин является замена горючих нефтяных масел менее опасными турбинными маслами типа ОМТИ, которые нашли широкое применение в энергетике. Кроме того, ОМТИ существенно отличаются от последних менее пожароопасными свойствами. Если нефтяное турбинное масло имеет температуру вспышки около 190 С, то ОМГИ - выше 240 С; температура воспламенения у нефтяных масел находится в пределах 210 - 220 С, у ОМТИ - 370 - 400 С, и, главное, самовоспламенение нефтяных масел происходит при 300 - 350 С, а у ОМТИ она несколько выше. Кроме того, у ОМТИ отсутствует такое свойство, как передача пламени по струе. При попадании турбинных масел на поверхности, покрытые теплоизоляцией типов перлита и вермикулита, температура самовоспламенения нефтяных масел снижается до 150 С, тогда как у ОМТИ даже в таких условиях они не опускаются ниже 600 С. Все это позволяет использовать турбинные масла пониженной пожарной опасности как в системах регулирования, так и в системах смазки мощных турбоагрегатов, что обеспечивает их надежную работу и повышенную пожарную безопасность. [30]