Деятельность - международная монополия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Поосторожней с алкоголем. Он может сделать так, что ты замахнешься на фининспектора и промажешь. Законы Мерфи (еще...)

Деятельность - международная монополия

Cтраница 1


Деятельность международных монополий в странах приложения капитала вступает в конфликт с национальными интересами этих стран. Правительства стран, в которых функционируют филиалы международных монополий, по существу отстранены от контроля за подчас значительным сектором национальной экономики. Произвольные решения международных монополий о закрытии в той или иной стране своих филиалов увеличивают также безработицу и дезорганизуют экономику в целом. В деятельности этих монополий имеют место прямые нарушешь экономического и рабочего законодательств этих стран, факты коррупции и взяток.  [1]

Особенно тяжелые последствия вызывает деятельность международных монополий в освободившихся странах. Они выступают там в качестве главного инструмента политики неоколониализма. Международные монополии беззастенчиво эксплуатируют трудящихся и грабят национальные богатства этих стран.  [2]

Особенности современного этапа развития капитализма проявляются в изменении форм и характера деятельности международных монополий. Развертывание научно-технической революции и расширение сферы функционирования крупнейших монополистических объединений до масштабов мирового капиталистического хозяйства привели к тому, что международные союзы картельного типа, характерные для империализма первой половины XX века, уступили место международным концернам. Опираясь на свое экономическое господство, ведущие концерны стремятся к увеличению своей доли на мировом рынке, нередко игнорируя союз с капиталистами других стран.  [3]

Особенности современного этапа развития мирового хозяйства проявляются в изменении форм и характера деятельности международных монополий. Развертывание научно-технической революции и расширение сферы функционирования крупнейших монополистических объединений до масштабов мирового хозяйства привели к тому, что международные союзы картельного типа, характерные для первой половины XX века, уступили место международным концернам, предприятия которых расположены во многих странах мира. Так, например, американская корпорация ИБМ, выпускающая электронное оборудование, ведет операции в более чем 120 странах мира; предприятия, филиалы и отделения нефтяной компании Экссон размещены примерно в 100 странах.  [4]

Важными факторами, снижающими эффективность национальных форм государственно-монополистического регулирования, выступает сейчас растущая взаимозависимость экономики капиталистических стран, деятельность международных монополий. Неспособность системы государственно-монополистического [ регулирования решить наиболее острые проблемы современного капитализма, в частности проблемы инфляции, безработицы, свидетельствует о кризисе этой системы. Об этом говорит и глубина экономического кризиса 1974 - 1975 гг. Постоянные потрясения в экономике капиталистических стран показывают, что государственное регулирование производства внутренне чуждо частнокапиталистическому строю, современные производительные силы требуют новых производственных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства.  [5]

Такая последовательность ( инвестиции следуют за экспортом) характерна не только для международного хозяйственного общения на государственном уровне, но и для частного сектора экономики, например для деятельности международных монополий. Перенос процесса производства за рамки национальной экономики порождает многие проблемы, среди которых адаптация ( приспособление) к новым условиям, взаимоотношения иностранного капитала с государством и другие, оказывающие влияние на характер мирохозяйственных связей и их взаимодействие с национальной экономикой.  [6]

В этих целях в странах социалистической ориентации осуществляются аграрные реформы, ликвидирующие засилье крупных земельных собственников, проводится национализация крупных частных предприятий и банков, принадлежавших как иностранному, так и местному капиталу, ограничивается и контролируется деятельность международных монополий. Развитие государственного сектора, который играет в экономике стран социалистической ориентации определяющую роль, направлено на постепенную индустриализацию. Внешняя политика этих стран строится на основе союза с миром социализма, имеет ярко выраженную антиимпериалистическую направленность.  [7]

Выделим основные положения данного комплекса: стабилизация торговли сырьевыми товарами и сокращение ножниц в ценах между ними и импортируемой продукцией обрабатывающей промышленности; расширение доступа готовой продукции из развивающихся стран на рынки индустриально развитых; увеличение притока реальных ресурсов из развитых стран; оказание содействия промышленному подъему развивающихся стран, с тем чтобы их доля в мировом промышленном производстве достигла к концу столетия 25 %; контроль за деятельностью международных монополий со стороны национального государства; расширение сотрудничества между развивающимися странами.  [8]

Сложность выработки национальной внешней экономической политики заключается в ее динамичности и необходимости учета большого количества факторов, определяющих характер и направления развития международных экономических отношений, например таких, как: сложившаяся структура мирохозяйственных связей страны, определяющая степень ее включенности в мировую экономику и место в международном разделении труда; характер политических отношений между странами, определяющий степень надежности партнера и, следовательно, степень доверия к нему; уровень экономического развития страны, определяющий конкурентоспособность и распределение выгод от сотрудничества; участие в разрешении глобальных проблем; система экономической безопасности страны, регламентирующая контроль за деятельностью иностранного капитала в национальной экономике; перспективы оптимизации структуры национальной экономики, определяющие приоритетные области для сотрудничества; состояние торговых и платежных расчетов с другими странами; деятельность международных монополий.  [9]

Механизм экономического господства развитых капиталистических стран на почве вывоза капитала и деятельности международных монополий дополняется механизмом внеэкономического принуждения.  [10]

Международные монополии играют весьма реакционную роль в формировании внутренней и внешней политики своих правительств. Они выступают инициаторами наступления на социальные и политические права трудящихся, поддерживают и инспирируют агрессивные действия своих правительств на международной арене. Однако реакционная деятельность международных монополий встречает решительный отпор со стороны рабочего и национально-освободительного движений. Так, например, нефтедобывающие страны объединились в организацию ОПЕК и успешно противодействуют международным нефтяным монополиям. Освободившиеся страны противопоставили реакционной политике международных монополий требование нового международного экономического порядка, который предусматривает контроль над деятельностью международных монополий, равноправные экономические отношения с освободившимися странами.  [11]

Общими причинами возникновения мировых экономических проблем являются углубление научно-технического прогресса, достигнутый уровень развития производства, неравномерность размещения и относительная ограниченность природных ресурсов. Эти причины в свою очередь породили ряд факторов, влияющих на характер и разрешение экономических проблем в различные периоды времени. Среди них выделяются: рост объемов производства; неравномерность экономического развития стран и регионов; интернационализация производства; деятельность международных монополий; расширение процессов урбанизации; сокращение запасов минерального сырья; рост плотности транспортных артерий.  [12]

Для успешного продвижения освободившихся стран по пути независимости и прогресса необходима настойчивая и бескомпромиссная борьба с империалистическими устремлениями международных монополий. Развертывая ее, освободившиеся страны в середине 70 - х годов поставили вопрос об установлении нового международного экономического порядка. Совместными усилиями 115 освободившихся стран были разработаны его принципиальные положения. Они включают введение льготных условий для доступа промышленных товаров освободившихся стран на рынки индустриально развитых государств, обеспечение устойчивости доходов от экспорта сырья и повышение их роли в торговле сырьем, расширение притока финансовых ресурсов из развитых стран и облегчение условий, на которых они предоставляются, облегчение бремени внешней задолженности, льготные условия получения техники, технологии, установление контроля над деятельностью международных монополий.  [13]

Международные монополии играют весьма реакционную роль в формировании внутренней и внешней политики своих правительств. Они выступают инициаторами наступления на социальные и политические права трудящихся, поддерживают и инспирируют агрессивные действия своих правительств на международной арене. Однако реакционная деятельность международных монополий встречает решительный отпор со стороны рабочего и национально-освободительного движений. Так, например, нефтедобывающие страны объединились в организацию ОПЕК и успешно противодействуют международным нефтяным монополиям. Освободившиеся страны противопоставили реакционной политике международных монополий требование нового международного экономического порядка, который предусматривает контроль над деятельностью международных монополий, равноправные экономические отношения с освободившимися странами.  [14]

Для этого между участниками распределялись рынки сбыта и источники сырья, устанавливались монопольно-высокие или монопольно-низкие цены. Часто в интересах завышения цен международные картели договаривались об ограничении роста или даже снижении объемов производства продукции, препятствовали научно-техническому прогрессу. Углубление общего кризиса капитализма, образование и укрепление мировой социалистической системы, крушение колониальной системы капитализма коренным образом изменили условия дележа мировых рынков международными монополиями. С международными монополиями ведут активную борьбу и освободившиеся страны. В самих капиталистических странах против деятельности международных монополий, их практики завышения цен и сдерживания технического прогресса развернулось широкое общественное движение, особенно усилившееся, когда стали известны факты сотрудничества международных картелей с фашистскими государствами.  [15]



Страницы:      1