Cтраница 1
Математизация знания все более смншштся одним из важнейших направлении развития и особенностью современной революции в науке. Старая формула, гласящая: Человек должен знать все о немногом и понемногу обо всем, в условиях современной научно-технической революции изживает себя. Теперь нужно знать, во-первых, если не все, то весьма и весьма многое о том, что относится непосредственно к своей профессии; во-вторых, иметь достаточно широкий кругозор, диалекти-ко-материалистическое мировоззрение; и, наконец, в-третьих, иметь достаточно обширные знания в смежных с твоей профессией областях, уметь понимать теоретико-понятийный аппарат и язык, на котором говорят представители этих смежных профессий. [1]
Мощным источником, питающим прогрессивный процесс математизации знаний, является кибернетика; ибо дисциплины, составляющие математические средства этой комплексной науки, играют особо важную роль в математизации. Феномен математизации и функция кибернетики в нем привлек внимание многих философов, математиков и кибернетиков ( см., например: А. Г. Спиркин, 1962; И. Б. Новик, 1963; В. В. Чавчанидзе, 1964; К. Пафосом математизации проникнуты и многие высказывания зарубежных ученых. Кемени обосновывает этот тезис указанием на природу математики, представляющей собой далеко развившуюся Логику. И эти высказывания в определенном смысле верны. [2]
Не желая вдаваться в достаточно надоевшую дискуссию о правомерности такого рода попыток 3, отмечу лишь, что проблемы математики и математизации знания всегда были предметом пристального интереса со стороны философов. [3]
Широкое применение математических средств исследования не может считаться особенностью лишь теории надежности. Математизация знаний происходит на наших глазах, и это не дань моде, а неизбежный путь научно-технического прогресса. В сознание исследователей и практиков все глубже, шире и прочнее проникает мысль о том, что математика является как раз тем средством, при помощи которого удается четко выделить условия, в которых получено решение задач; правильно ставить вопросы оптимизации решений; приобретать уверенность в полноте суждений. Современное производство, как никогда, нуждается в дисциплине мышления, свойственной математике. Но как ни велика роль математики в теории надежности, она не превращает ее в ветвь прикладной математики. Теория надежности остается инженерной дисциплиной, поскольку ее суть - не используемые методы, а те реальные задачи, которые выдвигает перед ней практика. Но при этом выясняется, что теория надежности не только использует уже готовый арсенал математических понятий и методов, но в свою очередь приводит к постановке новых математических вопросов. [4]
Трактовка курса обыкновенных дифференциальных уравнений просто как абстрактного раздела чистой математики плоха не только тем, что убивает интерес студентов к прикладным задачам. Протекающий на наших глазах процесс интенсивной математизации знаний все более настоятельно требует от математиков умения не только проводить качественное или численное исследование готовой модели, но и самому переходить от содержательного представления о явлении к его формально-математическому описанию. [5]
Например, философско-математическим проблемам математического и кибернетического моделирования была посвящена Всесоюзная конференция Математизация знания ( см. кн.: Математизация знания. [6]
Схема эрратической системы проектирования и управления. [7] |
В отличие от математического моделирования основные проблемы кибернетического моделирования являются более комплексными. Поскольку математическое моделирование можно рассматривать как часть кибернетического, то сложившиеся представления о математизации знания являются приемлемыми для характеристики более общей и высшей его ступени - кибернетизации. [8]
Например, философско-математическим проблемам математического и кибернетического моделирования была посвящена Всесоюзная конференция Математизация знания ( см. кн.: Математизация знания. [9]
Проникновение методов современной математики и ЭВМ в другие науки и в практику принимает настолько всеобщий и глубокий характер, что одной из особенностей нынешнего этапа развития человеческой культуры считается процесс математизации знаний и компьютеризации всех сфер трудовой деятельности и жизни людей. [10]
История водного хозяйства по своей давности соизмерима с историей цивилизации, причем в процессе планирования, проектирования и эксплуатации водохозяйственных систем всегда требовалось принимать соответствующие решения. Центральным вопросом при выработке этих решений является степень их обоснованности, которая определяется уровнем развития целого ряда фундаментальных и прикладных научных дисциплин. При этом важнейшее значение имеет математизация знаний в этих дисциплинах. Достижения прикладных дисциплин и аппарат теории исследования операций, существенным элементом которой является теория принятия решений, лишь в последнее время ( позже, чем во многих других отраслях) начали находить применение в области водного хозяйства, предполагая сочетание формальных процедур с эвристическими приемами выработки решений. Использование и развитие такого аппарата за последние 15 - 20 лет послужило источником для определенного прорыва в уровне обоснования водохозяйственных решений. [11]
История водного хозяйства по своей давности соизмерима с историей цивилизации, причем в процессе планирования, проектирования и эксплуатации водохозяйственных систем всегда требовалось принимать соответствующие решения. Центральным вопросом при выработке этих решений является степень их обоснованности, которая определяется уровнем развития целого ряда фундаментальных и прикладных научных дисциплин. При этом важнейшее значение имеет математизация знаний в этих дисциплинах. Достижения прикладных дисциплин и аппарат теории исследования операций, существенным элементом которой является теория принятия решений, лишь в последнее время ( позже, чем во многих других отраслях) начали находить применение в области водного хозяйства, предполагая сочетание формальных процедур с эвристическими приемами выработки решений. Использование и развитие такого аппарата за последние 15 - 20 лет послужило источником для определенного прорыва в уровне обоснования водохозяйственных решений. [12]
Решить эти необычайно трудные задачи общественные науки способны только в тесном союзе с науками естественными. Нет и не может быть никаких сомнений в том, что прогрессирующий процесс интеграции наук происходит не только в рамках собственно естественных или собственно общественных наук, но и между общественными и естественными науками. И общественным наукам присущ процесс формализации, математизации знания, их достоянием во все большей степени становятся естественно-научные методы исследования. [13]
Именно методы и понятия, идущие от кибернетики, во многом определяют ряд новых тенденций в развитии науки и техники - тенденций, которые, вне всякого сомнения, в обозримом будущем будут только усиливаться. Ее задача в том, чтобы показать тенденции развития методологии научного исследования в естественнонаучных и гуманитарных областях, порожденные кибернетизацией и идущими рука об руку с ней логизацией и математизацией знания. [14]
В основе этого принципа лежит ленинское философское положение теории познания: От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике... Обучение можно рассматривать как специально организуемый по своим дидактическим законам процесс познания. И чем сложнее объекты познания, тем сложнее естественные законы, лежащие в основе их действия, тем больше возрастает роль абстрактного построения модели реальных процессов в живой и неживой природе. Она в первую очередь предусматривает математизацию знаний, абстрактно символическое представление различных по природе сложных процессов. [15]