Cтраница 1
Современные смазочные материалы подразделяются по происхождению на минеральные, растительные, животные и синтетические. К числу наиболее распространенных вследствие своей дешевизны и сравнительно высоких качеств относятся минеральные смазочные материалы, получаемые из нефти и угля. Однако в последнее время с ними успешно конкурируют синтетические материалы. По физическому состоянию смазочные материалы подразделяются на масла и смазки. [1]
Современные смазочные материалы подразделяются по происхождению на минеральные, растительные, животные и синтетические. К числу наиболее распространенных, вследствие своей дешевизны и сравнительно высоких качеств, относятся минеральные смазочные материалы, получаемые из нефти и угля. Однако в последнее время с ними успешно конкурируют синтетические материалы, получаемые в результате химического синтеза. [2]
Разработка современных смазочных материалов и их правильное применение имеют большое значение для экономики страны. Смазочные материалы, оптимально подобранные для решения конкретной задачи, могут дать миллиардную экономию ( в долларах) в промышленно развитых странах благодаря экономии энергии, снижению износа, уменьшению затрат на техническое обслуживание и удлинение сроков межремонтной эксплуатации машин и оборудования. [3]
К современным смазочным материалам предъявляются высокие требования. Во многих случаях минеральные смазочные масла в чистом виде не могут удовлетворить этих требований. [4]
Как подразделяются современные смазочные материалы. [5]
Большая часть современных смазочных материалов для обработки металлов резанием представляет собой сложные многокомпонентные системы разного типа. [6]
Сложность квалифицированного решения указанных задач определяется тем, что испытания современных смазочных материалов должны проводиться в очень широком интервале температур. [7]
Наконец, последний раздел, относящийся к рассматриваемой специальности, охватывает методы оценки свойств современных смазочных материалов, их выбора и применения, улучшения и восстановления. [8]
В книге обобщены теоретические работы по механизму действия смазок, масел, эмульсолов и жидкостей в специфических условиях граничного трения, возникающих при обработке металлов. Изложены физико-химические основы создания современных смазочных материалов и их компонентов и даны практические рекомендации по использованию смазочных материалов в процессах обработки металла. [9]
В книге обобщены теоретические работы по механизму действия смазок, масел, эмульсолов и жидкостей в специфических условиях граничного трения, возникающих при обработке металлов. Изложены физико-химические основы создания современных смазочных материалов и их компонентов и даны практические рекомендации по использованию смазочных материалов в процессах обработки металла. [10]
Дымом называются твердые частицы, распределенные в газе, туманом - мелкие капли жидкости в газе, аэрозолью - твердые и жидкие частицы, находящиеся в газе, гидрозолями - жидкости, содержащие в устойчивом взвешенном состоянии твердые частицы и нерастворимые в них капли других жидкостей. Явными представителями гидрозолей могут быть современные смазочные материалы. Дисперсные частицы в сочетании с дисперсной средой образуют дисперсную систему со специфическими свойствами. Характерным примером дисперсной системы являются некоторые современные смазочные материалы. [11]
Как уже отмечалось, мировое производство смазочных материалов в настоящее время составляет порядка 40 млн т / год, присадок - более 4 млн т / год. Товарный ассортимент указанных продуктов составляет несколько тысяч наименований. Современные смазочные материалы, особенно ресурсосберегающие масла ( масла разного назначения, обеспечивающие наряду со снижением износа трущихся поверхностей уменьшение потерь на трение и экономию топлива и состоящие, как правило, из 8 - 15 компонентов), требуют для своего производства 8 - 10 технологических установок по получению и очистке базовых нефтяных масел, синтезу синтетических основ и разнообразных присадок и по приготовлению твердых добавок; эти масла по сложности производства сравнимы зачастую с изделиями машиностроения. [12]
Дымом называются твердые частицы, распределенные в газе, туманом - мелкие капли жидкости в газе, аэрозолью - твердые и жидкие частицы, находящиеся в газе, гидрозолями - жидкости, содержащие в устойчивом взвешенном состоянии твердые частицы и нерастворимые в них капли других жидкостей. Явными представителями гидрозолей могут быть современные смазочные материалы. Дисперсные частицы в сочетании с дисперсной средой образуют дисперсную систему со специфическими свойствами. Характерным примером дисперсной системы являются некоторые современные смазочные материалы. [13]
При этом снимаются ограничения по прочности и твердости металлов и сплавов, форме детали, достигаются высокая чистота поверхности и точность размеров деталей. Такие материалы как синтетический графит ( который при высоких температурах более прочен, чем металлы), корундовая ( на основе оксида алюминия) и кварцевая ( на основе диоксида кремния) керамики, синтетические полимерные материалы, стекла могут проявлять уникальные свойства. Например, закристаллизованные стекла ( ситаллы) получают введением в расплавленное стекло веществ, способствующих возникновению центров кристаллизации и последующему росту кристаллов. Такой ситалл как пирокерам в девять раз прочнее прокатанного стекла, тверже высокоуглеродистой стали, легче алюминия и по термостойкости близок к кварцу. Современные смазочные материалы позволяют существенно снизить коэффициент трения и повысить износостойкость материалов. Применение масел и смазок, содержащих дисульфид молибдена, увеличивает срок эксплуатации узлов и деталей автомобиля в 1 5 раза, отдельных частей - до двух раз, а коэффициент трения при этом удается снизить более, чем в 5 раз. Элементоор-ганические вещества - полиорганосилоксаны отличаются гибкостью и спиралеобразной структурой молекул, образующих клубки по мере понижения температуры. Таким образом они сохраняют незначительно меняющуюся вязкость в широком диапазоне температур. Это позволяет их использовать в качестве гидравлической жидкости в самых разнообразных условиях. Зашита металлов от коррозии приобрела целенаправленность действия после создания электрохимической теории коррозии и позволяет избежать значительных экономических затрат на возобновление изделий из металлов. В настоящее время перед химией совместно с другими науками, техникой и промышленностью стоит много актуальных и сложных задач. [14]
Сведения о токсичности синтетических масел весьма ограничены. Известен факт раздражающего и нейротоксичного действия сложных эфиров фосфорной кислоты. Чрезвычайно опасными оказались масла на основе полихлоридфенилов. Многие серо - и хлорсодержащие присадки также являются экологически опасными. Подавляющее большинство современных смазочных материалов обладают весьма низкой биоразлагаемостью в окружающей среде. Выполненные в последние годы рядом конверсионных предприятий разработки по созданию специальных присадок на базе фторсодержащих поверхностно-активных веществ открывают значительные перспективы по созданию условий для повышения надежности и долговечности автотракторных двигателей наряду с экономией моторных топлив и масел. [15]