Крупнообломочный материал - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Если жена неожиданно дарит вам галстук - значит, новая норковая шубка ей уже разонравилась. Законы Мерфи (еще...)

Крупнообломочный материал

Cтраница 4


Гео л ого-ген ети чески и комплекс аллювиальных отложений распространен по долинам всех рек Горного Крыма и сложен гравийно-галечниковыми породами с суглинистым заполнителем и прослоями песков, суглинков и глин. В устьевых частях в толще аллювия присутствуют илистые отложения. Характерно, что подошва аллювиальных отложений в устьях рек южного склона располагается на глубине 30 - 35 м ниже современного уровня моря, свидетельствуя об амплитуде понижения склона, омываемого морем. На южном склоне аллювий состоит из крупнообломочного слабоокатанного материала, заключающего линзы песков и суглинков. На северном склоне Крымских гор в верхних частях долин аллювий представлен крупнообломочным материалом.  [46]

Однако применение не всех солей приводит к перечисленным отрицательным последствиям. Весьма вредно действуют на битумные покрытия, как отмечает С. С. Морозов [64], только натриевые соли хлористоводородной, серной и угольной кислот. Они способны переводить часть битумных веществ в подвижные соединения, которые затем переходят в водные растворы и вымываются водой. Поэтому нельзя рекомендовать применение указанных солей для обработки грунтового основания там, где намечается устройство дорожного покрытия или изоляции с использованием битума. В этом случае иногда прибегают, например, к устройству прерывающего слоя из крупнообломочного материала ( капилляропрерывателя) между грунтовым основанием и битумным покрытием.  [47]

К ледниковым отложениям относятся и так называемые ф л ю в и о-гляциальные осадки. Под ледниковым покровом возникают желобообразные углубления, по которым и устремляются эти водные потоки. Они размывают донную морену и отчасти конечную. Вода подхватывает материал размываемых морен, выносит за пределы ледника и откладывает вблизи границ ледника грубообломочный и крупнообломочный материал; дальше - более мелкий ( песчаный) и затем глинистый.  [48]

В основном строятся грунтовые автомобильные дороги, связывающие отдельные экономические центры, железнодорожные или водные магистрали. Наиболее распространенными процессами и явлениями, влияющими на устойчивость земляного полотна и нормальную эксплуатацию дорог, являются оседание насыпей, пучение и просадки пути, сплывы откосов насыпей и выемок, явления термокарста и солифлюкции, образование наледей, заплыва-ние кюветов и водоотводных канав. Как правило, причиной развития подобных процессов служит нарушение температурного режима грунтов и гидрогеологических условий местности в процессе строительства и эксплуатации дороги. Обычно дорожное строительство сопровождается вырубкой леса, а в ряде случаев снятием мохово-растительного покрова и осушением территории. Все это вызывает нарушение естественного температурного поля грунтов и изменение глубины деятельного слоя, зависящие, в свою очередь, от геологических и геокриологических условий местности, конструкции земляного полотна, способов производства работ. Чаще всего деформации земляного полотна отмечаются на маревых участках, а также там, где в основании насыпей залегают сильнольдонасыщенные суглинки и супеси. Так, на железнодорожной линии Тайшет - Лена, трасса которой проходит по области островного распространения многолетнемерзлых грунтов мощностью от 5 до 30 м и температурой пород от - 0 2 до - 1, наиболее длительные и интенсивные осадки и просадки насыпи отмечаются на пологих склонах и в логах. Основание земляного полота здесь часто, сложено пылеватыми суглинками и супесями, приобретающими при оттаивании пластичную и текучую консистенцию. В районах, где дороги проходят по повышенным, относительно сухим участкам, сложенным слабольдистыми многолетнемерзлыми грунтами с включениями крупнообломочного материала, осадки насыпей встречаются редко и размеры их незначительны. Осадки, развивающиеся при оттаивании мерзлых грунтов основания, в ряде случаев проявляются в процессе строительства, сразу же после отсыпки насыпи.  [49]

Выделяются четыре морфологических типа осыпей. Сложены преимущественно крупнообломочным материалом. Осыпи-пятна имеют небольшие размеры и самую разнообразную форму в виде округлых контуров. Они приурочены к перегибам склонов и не имеют заметно выраженной области питания. Осыпи-треугольники обычно располагаются в нижней части склонов в виде шлейфов. Поверхность выпуклая, характерна форма усеченного конуса. По механическому составу отложения неоднородны. По степени подвижности эти осыпи относятся к достаточно подвижным, но встречаются и слабоподвижные формы. Осыпи-ветвления располагаются большей частью в средней полосе склонов в микроложбинах. В их составе преобладает крупнообломочный материал, часто встречаются глыбы до 2 - 3 м в диаметре. У основания осыпей отмечаются небольшие конусы. Материал, слагающий осыпи, обладает большой подвижностью.  [50]



Страницы:      1    2    3    4