Cтраница 3
Материализм устранил это противоречие, продолжив анализ глубже, на происхождение самих этих общественных идей человека; и его вывод о зависимости хода идей от хода вещей единственно совместим с научной психологией. [31]
Материализм представляет из себя не по преимуществу научное понимание истории, как думает г. Михайловский, а единственное научное понимание ее. [32]
Материализм и эмпириокритицизм, Философские тетради, Карл Маркс и другие. [33]
Материализм, - указывал Ленин, - включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы... [34]
Материализм - признание объектов в себе или вне ума; идеи и ощущения - копии или отражения этих объектов. [35]
Материализм говорит, что социально-организованный опыт живых существ есть производное от физической природы, результат долгого развития ее, развития из такого состояния физической природы, когда ни социальности, ни организованности, ни опыта, ни живых существ не было и быть не могло. Идеализм говорит, что физическая природа есть производное от этого опыта живых существ, и, говоря это, идеализм приравнивает ( если не подчиняет) природу богу. Ибо бог есть, несомненно, производное от социально-организованного опыта живых существ. Как ни вертите богдановской философией, ровно ничего, кроме реакционной путаницы, она не содержит. [36]
Материализм и эмпириокритицизм; соглашается в случае особой строгости цензуры заменить в книге слово поповщина словом фидеизм, пояснив в подстрочном примечании его значение. [37]
Материализм и эмпириокритицизм - великое произведение марксистской философии, имеющее огромное значение для овладения диалектико-материалистиче-ским мировоззрением; и в наши дни философский труд В. И. Ленина продолжает служить делу борьбы против реакционной буржуазной философии и социологии, против ревизионизма и догматизма, делу познания и революционного преобразования мира. [38]
Рациональный материализм уничтожал не только христианский мир, но и все остальные миры, которые попадали в его прицел - индейские, индийские, африканские, азиатские и другие. [39]
Материализм прошлого века был преимущественно механическим, потому что из всех естественных наук к тому времени достигла известной законченности только механика, и именно только механика твердых тел ( земных и небесных), короче - механика тяжести. [40]
Фейербаховский антропологический материализм не мог объяснить причин возникновения религиозных суеверий, раздвоения мира на религиозный и светский. Он не видел, что человеческая сущность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. Следовательно, религиозное чувство является общественно-историческим продуктом, оно коренится главным образом в антагонизмах общественной жизни и может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Это значит, что преодоление религии, религиозно-идеалистического воззрения на мир предполагает уничтожение тех материальных общественных условий, которые порождают религию, что также является не теоретическим, а практически-революционным процессом. [41]
Материализм прошлого века был преимущественно механическим, потому что из всех естественных наук к тому времени достигла известной законченности только механика, и именно только механика твердых тел ( земных и небесных), короче - механика тяжести. [42]
Материализм главных сил тогдашней оппозиции был обусловлен тем, что на первый план выдвигался примат организации, даже более конкретно - организационных форм. Именно работа со структурами эмпирического мира позволяла впервые для сил контрэлиты подготовить прорыв к политическому господству. [43]
Материализму и атеизму Вехи пытались противопоставить рус. [44]
Материализме и эмпириокритицизме показал, что отрыв движения от материи означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движения самого по себе, без своего носителя не существует. [45]